Вопрос увеличения влияния государства в банковском секторе до сих пор вызывает дискуссии. Некоторые эксперты говорят, что это может повредить украинской экономике. Однако бывший глава Совета Нацбанка Богдан Данилишин считает иначе.
Количество государственных банков в Украине в последний раз увеличилось летом этого года, когда национализировали Sense Bank. Часть общества восприняла это не слишком одобрительно, но Богдан Данилишин считает это преимуществом для экономики нашего государства. Об этом он рассказал в конце прошлой недели в интервью изданию «Главком».
Сегодня в государственных финучреждениях сосредоточилось более половины активов сектора по чистым активам и средствам населения. Именно это вызывает обеспокоенность некоторых экспертов, которые считают, что это – не норма. Так, сейчас в Украине (на сентябрь текущего года) 52% кредитов выдали именно государственные банки. В то же время, их доля в свободной ликвидности банковской системы составляет лишь 38%.
«Сегодняшние геополитические и экологические вызовы, проблемы инклюзивного развития и противодействия эпидемиям – все эти проблемы нуждаются в централизованных механизмах управления финансовыми потоками, которые легче координировать через государственные банки», – говорит Данилишин.
Читайте также: Нацбанк рассматривает возможность продажи национализированного Sense Bank. Зачем это нужно?
Он считает, что это не сугубо украинская проблема, она носит глобальный характер. В частности, на недавно состоявшемся в Сингапуре международном экономическом форуме Bloomberg New Economy Forum обсуждали значение государства и государственных банков в финансировании проектов устойчивого развития. Большинство участников согласились с тем, что государственные первичные инвестиции играют важную роль в поощрении частного сектора вкладывать деньги в такие проекты.
Данилишин рассказал, что сама концепция негосударственного банковского сектора, популярная в 90-х годах прошлого века, уже устарела. Он также подчеркнул, что Всемирный банк на основе многочисленных исследований пришел к выводу, что проциклическое поведение коммерческих банков во время кризиса 2008 года помешало эффективной реализации антикризисных мер.
Читайте также: «ПриватБанк» снова в лидерах. Сколько украинские банки заработали в 2023 году
«Собственно, тогда эти проблемы привели к тому, что в ряде европейских стран начали возникать государственные банки развития и другие формы участия государства в банковском секторе. К примеру, в Польше сейчас доля государственных банков на рынке кредитования составляет около 25%», – подчеркнул Данилишин.
Он напомнил, что кризис 2008 года начался в США с ипотечного сегмента, вылился в банкротство ряда крупных финансовых компаний, а после этого начал распространяться по миру. В итоге практически в каждой стране фиксировали падение государственных доходов, сокращение бизнеса и рост безработицы.
«Так что сейчас не приходится говорить о макроэкономической неэффективности государственного банковского сектора, по крайней мере, по сравнению с негосударственным. Когда наступит мирное время, тогда будет уместно вернуться к вопросу приватизации банков, если это будет необходимо с точки зрения эффективности финансового посредничества. Но сейчас этот вопрос точно не актуален», – отметил бывший глава Совета Нацбанка.
Ранее мы также рассказывали, что суд признал правомерной национализацию 1ПриватБанка». А это значит, что украинский бизнесмен Игорь Коломойский вряд ли сможет вернуть себе контроль над финучреждением.