Без малого два года она находилась в коме… Сегодня перестало биться сердце талантливейшей певицы группы “Фристайл” Нины Кирсо.
О ее смерти сообщила сестра Алла Кирсо.
Скончалась Нина в Полтаве.
Напомним, с 1 -го июня она находилась в коматозном состоянии после перенесенного инсульта.
В октябре 2013 года “РЕАЛ” брал у Нины Кирсо интервью.
Предлагаем его вашему вниманию.
В Виннице с успехом прошел концерт легендарной еще советской поп-группы «Фристайл», недавно отметившей свое 25-летие.
Перед самым выступлением «РЕАЛ» взял интервью у пионеров и постоянных лидеров коллектива Нины Кирсо (вокал) и Сергея Кузнецова (вокал, тексты, клавиши).
Артисты оказались весьма откровенными, без звездной болезни и с хорошим чувством юмора.
РЕАЛ: – Как вы реагируете на традиционные глупые вопросы журналистов?.
СЕРГЕЙ: – Про наши творческие планы? Спокойно.
РЕАЛ: – Ну, тогда начнем.
Почему именно «Фристайл»? В чем именно ваш свободный стиль?.
НИНА: – Просто русских слов на тот момент не нашли интересных.
Тогда еще как раз и одноименный вид спорта в моду вошел.
Плюс, постперестроечное время, ассоциации со свободой были очень популярны.
А сейчас «свободный стиль» вообще широко представлен и в технике, и в искусстве, и в спорте.
СЕРГЕЙ: – Да и просто по звучанию хорошее и емкое слово.
Хотя нам говорили, что оно иностранное и его не запомнят.
Но мы решили: «Моден Токин» запомнили, запомнят и «Фристайл».
РЕАЛ: – А как название утверждалось? Анталий Розанов (бессменный руководитель и композитор «Фристайла») сказал – и все? Или голосовали?.
СЕРГЕЙ: – Голосовали, вдумчиво перебрав весь перечень названий.
Кстати, собственно, «Фристайл» предложил наш бессменный гитарист и бэк-вокалист Сергей Ганжа.
РЕАЛ: – Обычно творческие люди очень эгоистичны, типа: «Пою только я и все».
«Фристайл» же с самого начала отличался обилием музыкантов и вокалистов.
НИНА: – Это мы сейчас так решили: поем сами и больше никого не берем….
СЕРГЕЙ: – А начинали все вместе очень давно с самодеятельности, и все были друзьями.
Кому стало тесно, тот и ушел.
НИНА: – Просто мы коллективисты.
Есть артисты индивидуалисты.
Я, например, принадлежу к особенному виду женщин, у которых левое полушарие более развито – у меня преобладает коллективистское мышление.
РЕАЛ: – Но чем больше людей, тем меньше гонорары.
НИНА: – Есть некое критическое количество – вот нас сейчас 7 человек.
Ну, раньше было 9 вместе с руководителем.
СЕРГЕЙ: – А с точки зрения творчества, чем больше талантливых людей, тем качественней продукт.
РЕАЛ: – Из «Фристайла», как всем известно, ушел Вадим Казаченко; и мы про него что-то знаем.
А уже в 2001-м группу оставил Сергей Дубровин, известный исполнением хита «Ах, какая женщина!» Чем он сейчас занимается?.
НИНА: – Вы забыли, что первым из «Фристайла» ушел Анатолий Киреев – уехал в Америку.
Потом ушел Казаченко, но он изначально хотел стать сольным артистом.
СЕРГЕЙ: – Он как раз индивидуалист.
НИНА: – А Сережа Дубровин пришел после Вадима и был с нами 9 лет.
У него, видимо, сразу не было такой амбициозной цели, но она появилась позже.
СЕРГЕЙ: – В итоге Дубровин уехал в Германию, где работает на свадьбах, вечеринках, преимущественно для нашей диаспоры.
НИНА: – Ему сейчас 40 лет, и как сложится его карьера – большой вопрос.
У Казаченко все срослось, потому что мы для него много сделали.
Дубровину мы такой возможности не дали сознательно.
РЕАЛ: – Вадим Казаченко ушел с вашими песнями, авторами которых, если я не ошибаюсь, являются Анатолий Розанов и вы – Сергей Кузнецов.
Вы какие-то претензии выдвигали? Или, может, вы получаете от него какие-то авторские гонорары?.
НИНА: – Очень сложно судить, что такое «наши песни» – он их тоже пел.
Нет прямой претензии в том, что он их поет.
Есть претензия в том, что издавались альбомы под его именем с репертуаром «Фристайла», что все это как-то перетягивалось… Казаченко, конечно, «зажал»….
СЕРГЕЙ: – Мы-то хоть и являемся официальными авторами этих песен, но система авторских гонораров не работает.
НИНА: – В России она еще хоть как-то работает, а в Украине – вообще нет… Но тут дело в другом: если человек порядочен, он поступает красиво.
И наоборот… А с другой стороны, Казаченко с нашими песнями наступил на грабли – он до сих пор поет репертуар «Фристайла» и жестко ассоциируется у публики именно с нашей группой.
В итоге у него нет возможности сменить репертуар.
Потому винить его одного нельзя, так сложилась ситуация.
Мы, например, тоже могли бы петь «Белое покрывало» и внесли бы некую сумятицу.
Но мы сознательно поступаем корректно по отношению к коллегам (песня «На белом покрывале января» исполняется многими, но авторами ее является группа «Сладкий сон»).
РЕАЛ: – Вам хватает собственного материала.
Не достает то, что публика каждый раз ждет «Больно, мне больно» и «Ах, какая женщина»?.
СЕРГЕЙ: – В смысле? Наоборот, мы знаем об этом и каждый раз готовимся.
Почему мы должны людям отказывать?.
НИНА: – Кстати, «Больно, мне больно» мы стали петь только после 20-летия «Фристайла» в дань уважения к своей истории.
А если мы и снимем эту песню с репертуара, у нас ничего не поменяется.
СЕРГЕЙ: – У нас большой репертуар.
Последний альбом мы выпустили в 2001-м, после чего издали много сборников, в которые включали новые песни.
НИНА: – Сейчас нет смысла записывать альбомы.
Интернет сделал это очень убыточным: запись в студии стоит очень дорого, продать невозможно, все скачивают песни с сети….
РЕАЛ: – Так у вас же собственная студия в Полтаве!.
НИНА: – Ну и что? Если какие-то компании платят, мы записываем.
А нам какой смысл вкладывать деньги? Авторских гонораров нет.
А кто-то должен заплатить за тиражирование альбома, его подготовку, раскрутку….
СЕРГЕЙ: – Просто торговля дисками сошла на нет, и это факт.
Зато многие исполнители рождаются в Интернете – это жизнь, все меняется.
Но студия у нас действительно крутая – одна из лучших в Европе.
Хотя пластинки, да уже и диски, свое отжили, исполнителям по-прежнему надо где-то записывать песни.
НИНА: – Высокое качество записи – это, конечно, здорово.
Но если песня плохая, оно не спасет.
РЕАЛ: – Участники «Фристайла» все еще полтавчане или, может, уже москвичи?.
НИНА: – Так же как группа «ТИК» живет в Виннице, так же «Фристайл» навсегда прописан в Полтаве.
Там наши родные, могилы близких, наша студия….
СЕРГЕЙ: – Скажем так: 40% своего времени мы проводим в Полтаве, все остальное – гастроли.
РЕАЛ: – Где «Фристайл» больше «кормится»: в России или Украине?.
НИНА: – В разные периоды по-разному.
С 2003 по 2007 года до 40% заработка нам давала Украина; может быть вместе с Беларусью и Германией, но они немного.
Потом Россия стала более значима для нас.
А сейчас, когда «Фристайлу» уже 25 лет, мы собираем в Украине кассовые концерты, обеспечивая половину доходов в своей стране.
РЕАЛ: – Поете что-то на украинском?.
НИНА: – Обязательно.
Но, правда, только народные песни.
РЕАЛ: – Сергей, вам не пишется на родном языке?.
СЕРГЕЙ: – Я ведь с детства русскоязычный.
То есть, я могу что-то написать на украинском, особенно на серьезную и лирическую тематику.
Но эстрадно-попсовая на русском у меня получается лучше.
НИНА: – А я сознаюсь, что воспитана на «Крокодиле», а потому, когда пою на украинском, немного боюсь ошибиться.
РЕАЛ: – Когда-то в сравнении с другими постсоветскими популярными группами «Фристайл» меньше других обвиняли в исполнении под фонограмму.
Но с возрастом вокальные данные, естественно, становятся хуже….
НИНА: – Наоборот – голос растет и укрепляется! Я, например, после 40 лет стала очень беречь себя.
Да и вообще, у нас в коллективе все красавчики, никто не болеет, потому что мы поняли, чего в жизни делать не надо.
И форма у нас сейчас лучше, чем в молодости.
Мы не стесняемся и уроки вокала у специалистов брать в случае необходимости.
Почему я не рвусь в сольные концерты? Я с ужасом думаю: «Как можно два часа подряд каждый день раздирать себя?!» Мы же поем по очереди, иногда вдвоем, иногда вся группа.
В итоге мы имеем перерывы, когда можем отдохнуть.
Концерт в 1 час 40-50 минут легко получается.
А больше двух часов – зритель устает.
СЕРГЕЙ: – Мы, конечно же, поем вживую.
Но я вас немного подправлю: когда в конце 80-х говорили, что «Фристайл» не использует «фанеру», в большей мере имелись в виду музыкальное сопровождение и аппаратура.
Потому что возить с собой качественные инструменты не каждый мог себе позволить.
Правда, у нас до сих пор нет бас-гитариста, как никогда и не было – потому частичный плейбек у нас все-таки есть.
Но вокал – строго вживую, и все другие инструменты тоже.
РЕАЛ: – Расскажите, пожалуйста, какой-то самый смешной случай за 25 лет истории «Фристайла»?.
НИНА: – Нас пригласили на вечеринку в Подмосковье к одному уважаемому человеку.
Но кто именно будет петь, он и гости не знали.
Я, естественно, была при полном параде, худее, чем сейчас (хотя я и сейчас не толстая!).
Он, не узнав меня, подошел перед выступлением подвыпивший и решил сострить: «Вы имеете какое-то отношение к Кристине Орбакайте?» Я отвечаю: «Да, я ее мама» (все засмеялись).
С тех пор эта история стала нашим любимым анекдотом из жизни.
РЕАЛ: – Нина, а вы знаете, я только заметил, что лица Нины Кирсо и Кристины Орбакайте действительно чем-то схожи.
НИНА: – Да, я на Пугачеву вообще очень похожа – я такая же умная.
СЕРГЕЙ: – Видите, вы просили одну шутку, а получили две.