Все началось с поста актрисы Оксаны Черкашиной и полученного ею предложения поучаствовать в новом проекте театрального продюсера и режиссера Вячеслава Жилы, где нужно "облизать фаллоимитатор за 500 грн" или "имитировать секс за 1000 грн".
Актрису возмутили подобные формулировки.
Что случилось?.
18 мая актрисе Оксане Черкашиной предложили поучаствовать в новом проекте худрука киевского драматического театра "Актер" Вячеслава Жилы.
"Принцип такой: вам дают задания, и вы участвуете в zoom-конференции (популярный видеомессенджер), это триллер.
Одна из персонажей должна облизать фаллоимитатор – 500 грн.
Другая снимает лифчик – 1000 грн.
Еще одна имитирует секс с партнером - снятый лифчик – 1000 грн", - такое сообщение получила Оксана.
Предложение сняться в новом проекте актрисе отправил не сам Вячеслав Жила, а кто-то из знакомых, с кем режиссер обговаривал детали проекта.
Оксану Черкашину возмутили формулировки, больше похожие на обсуждение секс-услуг, чем актерские задачи, она выложила переписку в Facebookи назвала предложения Славы Жилы насилием по отношению к актерам.
"Насилие в театре случается каждый день.
Те, у кого власть, постоянно ею пользуются: от сексуального, физического и эмоционального насилия до таких странных предложений.
У меня много друзей и подруг, которые пережили похожий опыт, но просто боятся озвучить его из-за страха потерять работу", - написала актриса.
Одни поддержали актрису, организовав флешмоб "Мое тело - мое дело" и создав группу "Насилие в театре", где делились похожим негативным опытом.
Другие остались на стороне Вячеслава Жилы, придерживаясь мнения, что "слова режиссера вырваны из контекста".
- Продолжение дискуссии есть, - отмечает Оксана Черкашина в комментарии "КП" в Украине".
- Например, основатель "Дикого театра" Ярослава Кравченко и специалист по театроведению Ирина Чужинова разработали анонимную анкету, чтобы узнать, действительно ли есть насилие в театре.
Появился текст певицы и в прошлом актрисы Марьяны Садовской, где она описывает свой травматический опыт во время работы в театре "Гардженице" в Польше.
В эфире "Шляфрок диалогов" Розы Саркисян были подняты такие темы, как "Работа с конфликтами в театре" и "Театр и иерархии насилия".
То есть дискуссия началась, но насколько она будет продуктивной и результативной - это вопрос времени, на мой взгляд.
Я лично не считаю, что лучший путь - это радикальный путь, где слышны только обвинения или дискредитация самой темы.
Могу себе представить и понимаю, как может быть трудно идентифицировать насилие и признать, что твои границы были нарушены.
И, конечно, есть те, кто не воспринял тему всерьез.
.
Оксана Черкашина считает, что подобные предложения о съемках несовместимы с искусством.
Тема насилия важная.
Через несколько дней после случившегося Слава Жила опубликовал в ФБ пост- объяснение, где извинился перед актрисой за некорректные формулировки и подчеркнул, что лично сам не обращался к ней и никого об этом не просил.
.
Вячеслав Жила.
"Все переговоры с актерами я проводил лично.
Сначала уточнял, готовы ли они принимать участие в сценах 18+.
Только после их согласия я рассказывал детали, писал, в чем задача, что нужно делать в кадре и какой гонорар.
Фразы на скриншоте в переписке выглядят грубыми.
И я хочу извиниться за форму, в которой я объяснял детали участия в проекте.
Она недопустимая, и впредь я буду более осторожным с формулировками, даже если речь идет о приватных обсуждениях", - написал режиссер у себя в Facebook.
По словам Вячеслава Жилы, идея его новой постановки "Мистер Баттерфляй" - отобразить реальность онлайн-жизни в zoom и поднять важные социальные вопросы: сексизма, насилия, дегуманизации общества.
- Тема насилия в театре действительно важная, - отмечает в разговоре с "КП" в Украине" Вячеслав Жила.
- Она назрела не только на театральных просторах, но и в обществе в целом.
Вокруг нас война, и это не может не влиять на людей и особенно искусство.
Но, на мой взгляд, насилия как такового в театре нет, потому что мы бы уже знали об этих случаях так же, как мы узнали о моей переписке, вырванной из контекста.
Поэтому чаще это предвзятое мнение о присутствии явления "насилия" в театре как такового.
Безусловно, на меня повлияла эта ситуация.
Я ощущаю прессинг со стороны не только театралов, но и экс-министра Ульяны Супрун.
(Ульяна Супрун опубликовала у себя на странице возмущенный пост о том, что "украинский театр – это территория распространения и толерантности к сексизму и предубежденного отношения к женщинам", в котором обвинила и худрука театра, и представителей КГГА, которые саркастически прокомментировали ситуацию.
– Ред.) Это переросло в настоящий буллинг.
Я держусь, хотя и стал плохо спать ночами.
Сам конфликт поднял вопросы, которые поднимаются в постановке "Мистер Баттерфляй".
Так что его можно рассматривать как анонс или увертюру к zoom-спектаклю.
МНЕНИЕ.
Мирослав Слабошпицкий, кинорежиссер:.
- Когда возникает проблема - индустрия должна реагировать.
В этом смысле стоит обратить внимание на опыт США.
Например, Гильдия киноактеров год назад после долгой истории с Харви Вайнштейном и движением #me too инициировала должность человека, который регулирует подобные истории на площадке, заключает договоры с актерами во избежание неприятностей.
Потому что, когда дело доходит до эротических сцен, импровизировать нельзя, актеры с самого начала должны быть в курсе всех сюжетных поворотов, это обязательно должно быть информированное согласие.
Что касается сексизма в профессии.
Одна из моих любимых украинских режиссеров - Кира Муратова.
Она, кстати, защищала мой фильм "Племя" от реакционных нападок Союза кинематографистов.
Лично я не делю людей по признакам пола, религии, цвета кожи.
Для меня важно, что ты делаешь.
А женщина ты или мужчина, мне совершенно все равно.
В мире сейчас идет значительный рост количества женщин-режиссеров, для этого многое делается.
Потому что есть такой тренд.
Ольга Сумская, заслуженная артистка Украины:.
- Мы с Вячеславом (Жилой) много лет работаем в нескольких спектаклях: "Медведь и предложение", "Любовь-морковь".
И очень странно, что он сделал такой уклон в эротику.
Возможно, из-за карантина режиссер ищет новые пути и финансовые интересы.
Конечно, существуют рамки, переступать которые неэтично.
Актеры всегда могут пресечь подобное, если какие-то предложения граничат со вседозволенностью, пошлостью, и не соглашаться.
Это их право.
В этой ситуации режиссер сообщил о том, что в постановке будет эротика, но выбрал не те формулировки.
Мне кажется, стоило сказать ему лично, что это неприемлемо.
Актриса сериала "Клон" беременна первенцем.