/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F209%2F79d231c7832101e1a569e79edf15d394.jpg)
Смоленская катастрофа: Польша инициирует арест трех российских авиадиспетчеров
Следователи Национальной прокуратуры Польши обратились в районный суд участка Варшава-Мокотув с представлением о временном аресте трех российских авиадиспетчеров из вышки контроля в Смоленске за "умышленное доведение до катастрофы" самолета президента Польши Леха Качиньского 10 апреля 2010 года.
Как передает Укринформ со ссылкой на РАР, об этом сообщила пресс-секретарь Национальной прокуратуры РП Евя Бялик.
"Обвинения, которые выдвинуты авиадиспетчерам, касаются преднамеренного доведения до катастрофы в воздушном движении, что привело к смерти многих людей", - сообщила Бялик.
Как отмечается, это первый шаг к объявлению российских диспетчеров в международный розыск.
Польские следователи из Национальной прокуратуры несколько раз осуществляли осмотр элементов разбитого самолета в Смоленске и обращались к России с просьбой о юридической помощи в рамках следствия, в частности, о выдвижении обвинения и проведения допросов подозреваемых.
Российская сторона не ответила на ключевые обращения следователей из Варшавы.
Как сообщается, после повторного анализа собранных материалов польские следователи установили, что радиолокационная система посадки, которую использовали авиадиспетчеры в Смоленске, была неисправной.
В частности, на экране радара пропадал пункт, который определял позицию самолета.
Следовательно, россияне давали пилотам польского правительственного самолета ложную информацию о местоположении воздушного судна.
Несмотря на то, что диспетчеры не знали о точном нахождении самолета, они давали пилотам команды по снижению и заходу на посадку.
Такие выводы польские следователи сделали после анализа регистратора звука P-500 из башни контроля в Смоленске, в частности, переговоров между авиадиспетчерами и пилотами.
Специалисты криминалистической лаборатории Агентства внутренней безопасности Польши дополнительно расшифровали слова и предложения, которые ранее нельзя было идентифицировать, и приписать их конкретным лицам.
На основании проанализированных материалов было утверждено, что информация, предоставляемая диспетчерами, была ошибочной.
В апреле 2017 года Национальная прокуратура РП изменила характер обвинения в отношении двух авиадиспетчеров - из непреднамеренного на умышленное доведение до авиакатастрофы.
Следователи убеждали, что контролеры движения могли понимать, что их действия могут привести к катастрофе, но продолжали направляли самолет на посадку.
Как известно, 10 апреля 2010 года при заходе на посадку на военном аэродроме "Смоленск-Северный" потерпел катастрофу польский правительственный самолет Ту-154М, на борту которого находились 96 человек.
Польская делегация тогда направлялась в Катынь в честь погибших поляков в 70-летие Катынского преступления.
В 2011 году были опубликованы российский и польский рапорты о причинах катастрофы.
В российском отчете вина за катастрофу возлагалась исключительно на польских пилотов, а в польском правительственном документе - на пилотов Ту-154М и российских авиадиспетчеров.
В 2016 году в Польше на правительственном уровне возобновлено следствие по делу Смоленской катастрофы и сообщено об аннулировании предыдущего польского рапорта о причинах катастрофы.

