«Авантюра на двоих»: детский сериал для взрослых с бородатыми шутками про Пушкина
«Авантюра на двоих»: детский сериал для взрослых с бородатыми шутками про Пушкина

«Авантюра на двоих»: детский сериал для взрослых с бородатыми шутками про Пушкина

«Авантюра на двоих»: детский сериал для взрослых с бородатыми шутками про Пушкина

В понедельник, 15 марта, на канале СТБ состоялась премьера 8-серийной комедийной мелодрамы «Авантюра на двоих» производства Artforms Production. Сериал заявлен в категории «для семейного просмотра», поэтому в нем по определению не может быть острых тем, резких выражений и нерешенных проблем. Однако в случае «Авантюры на двоих» создатели перестарались со сглаживанием углов — здесь даже злодей-наемник, разрабатывая план диверсии, первым делом думает о том, как обезопасить людей. Бросились в глаза и другие моменты, которые в итоге превратили взрослый сериал в детское кино.

По сюжету, глава семейства Бондарь — бабушка София Ивановна — оказывается на пороге смерти. Перед тем, как покинуть этот мир, она хочет разыскать давно потерянного внука и попросить у него прощения. 28 лет назад волевая и категоричная София Ивановна, владелица крупного винзавода, прогнала беременную подругу своего старшего сына, а теперь раскаивается. Поиски поручены внучке Марине, но у девушки ничего не выходит. Бабушке становится все хуже, врачи отсчитывают часы, и тогда Марина решается на отчаянный шаг — нанимает на роль «блудного внука» мелкого жулика Сашу Пушкина, с которым случайно познакомилась на улице. По прогнозам медиков, изображать члена семьи Бондарь Пушкину нужно от силы сутки. Но бабушка так проникается новообретенным внуком, что передумывает умирать.

Главную роль бывшего детдомовца, а ныне карточного шулера Александра Сергеевича Пушкина играет Андрей Фединчик. По мере того, как в кадре появляются новые персонажи, развивается острый приступ дежавю. Месяц назад состоялась премьера сериала «С кем поведешься», который снял тот же Artforms Production. В нем играла заметная часть актерского состава «Авантюры на двоих»: в главных ролях также были заняты Фединчик, Наталка Денисенко, Александр Давыдов, на втором плане засветился Юрий Лагута, а певица Анна Буткевич появилась в обоих сериалах в эпизодических ролях. И ладно бы просто актеры были те же самые. Но ведь и персонажи похожи. Герои Фединчика везде носят очки для солидности, а героини Наталки Денисенко мечтают устроить свою жизнь за счет состоятельного мужа и готовы для этого пойти по головам. Александр Давыдов в обоих сериалах изображает позитивного героя-любовника. Хотя в «Авантюре» в итоге выясняется, что не такой уж он приличный парень, но впечатление о персонаже успевает сформироваться другое. Колоритный Юрий Лагута, разумеется, и там и там изображает брутального типа с криминальными наклонностями, а Анна Буткевич — гламурную фифу.

Контрольным выстрелом, закрепляющим ощущение «со мной это уже было», становится закадровая музыка. Авторы не стали заморачиваться с саундтреком, и поэтому тема, звучащая в комедийные моменты, одна и та же в обоих сериалах. Может, это, конечно, фирменный стиль Artforms Production и теперь во всех сериалах производства компании зрители будут находить пасхалки в виде очков Фединчика или одинаковых аккордов. Но до третьего раза, когда это станет тенденцией, надо еще дожить — и пока эти цитаты из самих себя выглядят халтурой.

Еще одно заметное сходство между «С кем поведешься» и «Авантюра на двоих» — поразительная любовь некоторых героев к русской классике. Если в первом случае это был Тютчев, то в новом сериале цитируется Пушкин. Главный герой «Авантюры» так увлечен поэзией Александра Сергеевича, что даже меняет свое имя и становится полным тезкой поэта. И если таким образом авторы собирались рассмешить зрителей, то зря: это очень бородатая шутка — и вместо смеха приплетаемый не к месту Пушкин вызывает желание промотать сцену (недоступная, между прочим, функция для зрителей канала СТБ). К счастью, любовь героя к поэту оказывается непостоянной. По смыслу он должен все время цитировать всем известные строки, но Саня Пушкин вспоминает свою детскую привязанность всего пару раз за 8 серий.

Зато сериал напичкан другими цитатами и намеками, которые, скорее всего, могут понять только люди с богатым советским прошлым. Тут и «лучше моря может быть только море» (аллюзия на фразу из песни Высоцкого), и «капитан, капитан, улыбнитесь» (из «Детей капитана Гранта»), и «счастье для всех» (из Стругацких), и даже «какой Бондарь не любит быстрой езды» (из «Мертвых душ»). Из самых современных шуточек — фраза «я устала, я ухожу», которую приписывают Ельцину, — в общем, можно понять, что целевой аудитории сериала не меньше 45 (в лучшем случае).

При этом игра в «отгадай, откуда цитата» — самая взрослая часть сериала. Все остальное — начиная от характеров персонажей и заканчивая финалом — история для детей. Причем не современных, воспитанных на какой-нибудь суровой Поттериане, а для поколения еще пионеров, но уже не героев — «теплый ламповый» сериал. Главный герой в свои 28 мечтает стать космонавтом и регулярно видит сон, в котором после приземления его встречает Илон Маск. Помимо космонавта есть полярник, дрейфующий на льдине; бабушка, которая живет ради внучка, и мать, которая из деспота превращается в «мировую маму» буквально за месяц. Злоумышленников героически разоблачают силами семьи, а всех мелких жуликов перевоспитывают любовью и заботой. Ну и вишенка на торте — юмор, который предполагает, что все будут смеяться над человеком в одних трусах на улице.

Из однозначно свежего в сериале только локации — в нем много натуральных съемок, в том числе на реальном винном производстве. Можно в буквальном смысле заглянуть в огромную бочку с вином и пересчитать бутылки на конвейере. Если любопытно.

В целом, у «Авантюры на двоих» мало шансов стать классикой, но это не значит, что сериал лишен смысла. Он несет вполне конкретную педагогическую и даже философскую идею. Главная ценность в жизни человека, по мнению авторов — семья. Близкие помогают построить бизнес, справиться с кризисом, пережить утрату и вообще сильно облегчают жизнь. «Семья — это реальная сила», — объясняет один из персонажей всем, кто самостоятельно не додумался до этой простой мысли во время просмотра.

В процессе познания этой истины герои делают еще множество открытий. Ложь во спасение все равно остается ложью. Искупить вину не так-то легко: одним «прости» тут не отделаешься. Талант — ценная вещь, его нужно вовремя рассмотреть и развить. Репутация важнее денег, а мечта, даже настоящая, не всегда стоит жертв.

Полезные идеи для размышлений в любом возрасте. Да и с семейными ценностями вроде как не поспоришь. Но все же авторам стоило бы оставить в сериале хоть одного убедительного персонажа, который обрел счастье каким-нибудь иным, не семейным путем. Иначе отсутствие альтернативы может спровоцировать у зрителей любого возраста подростковый бунт — бессмысленный и беспощадный.

Фото: СТБ

Думки, висловлені в рубриці Column, передають виключно погляди самих авторів і можуть не збігатися з позицією редакції «Детектора медіа». Тексти авторських колонок суб'єктивні та не претендують на всебічне висвітлення теми.
Джерело матеріала
loader
loader