Эксперты разработали новую концепцию, которая должна значительно облегчить транспортировку полезных грузов с одной орбиты на другую.
Концепция космического лифта, неизменно популярная тема в произведениях научной фантастики, существующая еще с конца 19 века, пишет Futurism.
Основная ее идея состоит в том, чтобы позволить нам достичь космоса с помощью троса, который будет привязан к Земле на одном конце и к противовесу, вращающемуся вокруг Земли, на другом.
Согласно новой конструкции, оба конца троса должны полностью находится в космосе, что значительно облегчит транспортировку полезных грузов с одной орбиты на другую.
"На самом деле, эта концепция не так притянута за уши, как мы могли подумать. С технической точки зрения она вроде как готова. У нее есть небольшие инженерные доработки, и никаких фундаментальных трудностей, чтобы ее осуществить", — отметил Джордж Чжу, профессор из Йоркского университета.
В своей статье, опубликованной в журнале Acta Astronautica Чжу утверждает, что "частичный космический лифт", который отправляет полезную нагрузку с более низкой на более высокую околоземную орбиту, механически выполним уже сегодня.
Иными словами, идея заключается в том, чтобы отправить полезную нагрузку в нижние пределы космоса с помощью ракет, прикрепить их к нижнему концу троса, а затем доставить на лифте к более дальним участкам орбиты Земли.
Такой лифт мог бы использовать два кабельных троса вместо одного, чтобы поддерживать свое состояние стабильным. В основном это нужно для того, чтобы остановить вращательную силу Земли, эффект Кориолиса, перемещающий кабель вперед и назад, явление, которое Чжу назвал "либрацией".
"Наша идея заключается в том, что когда мы соединим два троса вместе, один груз будет двигаться вверх, а другой — вниз, так что силы смогут друг друга уравновешивать. Однако напряжение троса будет ограничено из-за того, что оба конца будут "плавать в пространстве", но с помощью текущего материала нам удасться его поддержать", — объяснил Чжу.
В результате значительной экономии топлива, связанной только с отправкой ракеты в нижние пределы космоса, современные ракеты могли бы посылать в космос до десяти раз больше полезной нагрузки по весу. Однако у этого подхода есть и несколько недостатков.
Чжу отметил, что километровый трос очень затруднит существующим объектам на орбите Земли избегать обломков. Так, к примеру, Международной космической станции регулярно приходится запускать двигатели, чтобы избежать попадания осколков космического мусора. Если бы он был привязан к очень длинному тросу, такие маневры были бы почти невозможны.
Хотя такой космический лифт не совсем решает проблему необходимости тратить огромное количество топлива, чтобы оторваться от земли и избежать мощного гравитационного земного притяжения, он все же может значительно сократить необходимый путь, сэкономив при этом много топлива.