Риски для столицы. Как решить экологические проблемы Киева до 2030 года
Риски для столицы. Как решить экологические проблемы Киева до 2030 года

Риски для столицы. Как решить экологические проблемы Киева до 2030 года

Трансформация Киева в "город-губку" и использование дождевой воды, реконструкция критически важной Бортнической станции аэрации и появление 14 новых станций метрополитена. Столичные активисты представили свою версию Экологической стратегии на ближайшие десять лет

В столице презентовали Экологическую стратегию Киева, рассчитанную до 2030 года. На протяжении последнего года ее разрабатывали общественные организации, эксперты, ученые, работники сферы образования и просто неравнодушные киевляне. Сейчас активисты зарегистрировали программный документ как местную инициативу и подали на рассмотрение Киевсовета.

Как считает Виктория Хрутьба, доктор технических наук, заведующая кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности Национального технического университета, принимавшая участие в разработке документа, стратегия позволит столице определиться с приоритетными направлениями.

"Чеширский кот сказал Алисе: "Если ты не знаешь, куда тебе идти, то какая тебе разница, куда ты придешь", — комментирует она. — И мне кажется, что вот эти 30 лет независимости мы куда-то шли: активно сажали деревья, что-то убирали, что-то запрещали, инспектировали, но результат был какой-то размытый". Четкое понимание существующих рисков позволит городской власти скорректировать экологическую политику. 

Риски для столицы. Как решить экологические проблемы Киева до 2030 года - Фото 1

Стратегия поделена на четыре основных блока: "Чистая вода", "Чистый воздух и чистая энергия", "Зеленые зоны и биоразнообразие", "Круговое управление отходами". В каждом из них перечислены основные проблемы, а также цели на ближайшие десять лет. Говоря о работе над документом, все эксперты отмечают недостаток официальных данных и статистики. С этим сталкивается и Фокус при подготовке своего ежегодного экологического рейтинга: найти достоверную информацию о работе предприятий практически невозможно.   

Вода: город-губка

На протяжении 2019 года в реку Днепр только в пределах Киева сброшено 723,2 млн куб. м сточных вод. Более 50% из них – это выбросы промышленных предприятий. По информации "Киевводоканала", 1588 объектов сбрасывают стоки с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, особенно фосфатов и аммонийного азота.   

Оставляет желать лучшего и техническое состояние водопроводно-канализационной сети в столице. Из 4,3 тыс. км водопровода 76,30% исчерпали свой эффективный срок эксплуатации, а 54,75% находятся в ветхом и аварийном состоянии. С канализацией ситуация не лучше: из 2,7 тыс. км труб 62,66% исчерпали эффективный срок эксплуатации, а 30,46% полностью изношены.

Критическая ситуация сложилась с Бортнической станцией аэрации. Ежесуточно на очистительных сооружениях после очистки стоков скапливается от 10 до 12 тыс. куб. м осадка, который дальше перекачивают на так называемые «иловые поля". Высокое содержание тяжелых металлов не позволяет использовать такой осадок в сельском хозяйстве. За последние 35 лет поля не очищались, так что на сегодняшний день они переполнены.

На 2022 год намечено ужесточение требований к качеству питьевой воды по таким показателям, как мутность и остаточное содержание железа, марганца, аммония, нитритов

Что предлагает стратегия?

Одной из целей документа является полная реконструкция Бортнической станции аэрации с заменой системы очистки сточных вод. Также авторы говорят о необходимости реконструкции очистительных сооружений Деснянской и Днепровской водопроводных станций. На 2022 год намечено ужесточение требований к качеству питьевой воды по таким показателям, как мутность и остаточное содержание железа, марганца, аммония, нитритов.

Помимо этого, стратегия предлагает трансформировать Киев в "город-губку". Такая концепция, предусматривающая аккумулирование и использование дождевой воды, уже используется в некоторых городах Европы и Азии. В качестве примера можно привести Берлин, где этот подход реализуется в нескольких районах, в частности, для озеленения крыш и открытых террас. То есть осадки не уходят в канализацию, а полностью используются, либо высыхают на поверхности земли. 

Риски для столицы. Как решить экологические проблемы Киева до 2030 года - Фото 2
Загрязнение атмосферного воздуха в Киеве на 85% спровоцировано транспортными выбросами
Фото: Markus Winkler from Pexels

Воздух: кладбище старых машин

Разработчики документа напоминают, что загрязнение атмосферного воздуха в Киеве на 85% спровоцировано транспортными выбросами, остальные 15% приходится на стационарные источники, в том числе промышленный комплекс города. В столице официально зарегистрировано 1,2 млн автомобилей. За последние три года их количество увеличилось более чем на 15%, и до 2025 года, по прогнозам, вырастет еще на 60%.

Важно Нечем дышать. За год Украина потеряла 17 позиций в мировом рейтинге качества воздуха

Как говорит Константин Яловой, общественный деятель и инициатор создания киевской экостратегии, Украина занимает 15-е место в мире и 5-е в Европе по количеству умерших от загрязнения воздуха.

"Одна из главных причин загрязнённого воздуха – это машины. Средний возраст автомобилей в Киеве – более 15 лет. К сожалению, сегодня Украина и столица превращаются в такое себе кладбище старых авто из Европы и мира", — подчеркивает он.

В списке наиболее грязных мест в столице находятся проспект Победы, Демеевская площадь, Оболонский проспект, бульвар Леси Украинки.

В столице официально зарегистрировано 1,2 млн автомобилей. За последние три года их количество увеличилось более чем на 15%, и до 2025 года, по прогнозам, вырастет ещё на 60%

Что предлагает стратегия?

Среди прочего, авторы документа рассматривают инновации, основанные на биомимикрии. Другими словами, это применение моделей и систем природы при разработке новых технологий, дизайнерских решений и инновационных продуктов. Один из самых известных примеров использования биомимикрии – японский поезд "Синкансэн". Инженеры вдохновились зимородком, вернее его вытянутым клювом, что позволяет птице бесшумно передвигаться. В итоге у поезда получилась такая же длинная передняя часть. В то же время в стратегии нет ни слова о том, как именно принцип биомимикрии можно использовать, собственно, в Киеве.

Разработчики также предлагают разгрузить центральные части Киева от транзитного трафика, в частности, с помощью новой кольцевой дороги. Справиться с потоком автомобилей в Киеве поможет развитие общественного электротранспорта, а именно трамвайной сети и метрополитена. Авторы стратегии считают, что к 2030 году необходимо построить две новые линии метро и 14 станций.

Риски для столицы. Как решить экологические проблемы Киева до 2030 года - Фото 3
Справиться с потоком автомобилей в Киеве поможет развитие общественного электротранспорта, а именно трамвайной сети и метрополитена
Фото: Kate Bezzubets from Pexels

Биоразнообразие: ЖК наступают

По информации "Киевзеленстроя", в столице сегодня насчитывается 49 бульваров (общей площадью 151 га), 610 скверов (450 га) и 128 парков (3400 га). Однако в городе явно прослеживается тенденция к застройке свободных территорий за счет сокращения площади зеленых территорий. В результате это приводит к потере био- и ландшафтного разнообразия. В этом разделе стратегии обошлись без статистики, так что проследить динамику сокращения насаждений с помощью документа невозможно. Непонятно, для каких районов Киева эти проблемы наиболее актуальны.

В Киеве можно использовать вертикальное озеленение, к чему сейчас приходят во многих городах мира. Однако такие программы невозможны без активного участия застройщиков

Что предлагает стратегия?

Справиться с ситуацией поможет более простой порядок определения территорий зеленых зон, а закрепление границ лесов и парков предотвратит их застройку. Среди других необходимых мер: инвентаризация земель, подходящих для озеленения; создание новых парков и скверов; разработка программы лечения деревьев, имеющих историческую и природную ценность.

Дополнительно в Киеве можно использовать вертикальное озеленение, к чему сейчас приходят во многих городах мира. Однако такие программы невозможны без активного участия застройщиков, которые зачастую не готовы обеспечить жилые комплексы необходимой инфраструктурой.

Важно ТОП-3 экологические проблемы украинцев: нехватка воды, отходы и загрязнение воздуха

Управление отходами: Утонуть в мусоре 

В 2017 году киевляне производили 950,3 тыс. т отходов, в 2018-ом – 973,7 тыс. т, в 2019-ом – 999,1 тыс. т., в 2020 году – 12 780 тыс. т. Если брать данные за 2019 год, то из общего количества мусора в городе утилизировали всего 0,8 тыс. т отходов, при этом 200,3 тыс. т сожгли.

Один киевлянин в среднем за год производит до 350 кг отходов. При этом около половины всего мусора – это пищевые отходы, которые могли бы идти на компост. Однако в Киеве сегодня нет инфраструктуры для такой переработки, и далеко не у всех горожан есть возможность вывозить органику на дачу.

За 2019 год в Киеве также накопилось 4,6 тыс. т отходов I-III классов опасности – это люминесцентные лампы, аккумуляторы, медицинские отходы.

В городе не хватает специальных мастерских по ремонту вещей для продления их жизни и пунктов сбора мебели и бытовой техники, которые можно повторно использовать

Что предлагает стратегия?

В документе говорится о внедрении единой информационной системы учёта, содержащей данные о количестве и видах мусора, а также субъектах хозяйствования, собирающих и перерабатывающих отходы. Киев остро нуждается в ликвидации стихийных свалок и разработке инфраструктуры для компостирования органики.

К раздельному сбору мусора киевлян смогут приучить специальные контейнеры, которые уже устанавливают в разных районах города. При этом в городе не хватает специальных мастерских по ремонту вещей для продления их жизни и пунктов сбора мебели и бытовой техники, которые можно повторно использовать.

Риски для столицы. Как решить экологические проблемы Киева до 2030 года - Фото 4
Представленная стратегия – это не догма, а "живой" документ, который будет постоянно меняться и оптимизироваться

"Живой" документ

Среди основных минусов стратегии можно назвать отсутствие конкретной информации по отдельным целям. К примеру, в разделе о биоразнообразии в качестве задачи приводится "внедрение информационно-аналитических инструментов, обеспечивающих прозрачность решений о развитии объектов городского пространства". Но что именно разработчики имеют в виду, не очень понятно. Однако, как говорит Виктория Хрутьба, представленная стратегия – это не догма, а "живой" документ, который будет постоянно меняться и оптимизироваться.   

Кроме того, в стратегии не хватает финансовой информации: здесь нет никаких предложений о том, где брать деньги на ту или иную инициативу и сколько это может стоить. Без экономической составляющей предложения о реконструкции канализационных систем города или строительстве комплекса по переработке органических отходов выглядят несколько оторванными от реальности. Эксперты же лишь ограничиваются уточнением, что все подобные решения находятся в границах полномочий городской власти.

В Управлении экологии и природных ресурсов КГГА говорить о презентованном документе пока не готовы. Александр Возный, глава управления, пообещал Фокусу изучить и прокомментировать Экологическую стратегию позже. 

Важно Жить можно, но не везде. Что рассказал экологический рейтинг областей Украины 2021
Теги за темою
Київ Екологія вода
Джерело матеріала
Згадувані персони
loader
loader