Залогом успешного формирования и реформирования государственных органов, без сомнения, являются такие факторы, как вызовы времени, политическая воля и профессиональный подход исполнителей. Если один из этих факторов начинает пробуксовывать, это затрудняет весь процесс. О том, какая ситуация сложилась с формированием Бюро экономической безопасности (БЭБ), в колонке для "Апострофа" рассказал председатель аналитического центра "Реформатор" Роман Портянко.
Запрос на формирование и функционирование правоохранительных органов, которые будут заниматься выявлением и расследованием ТОП-коррупции чиновников и преступлений, совершенных государственными служащими, правоохранителями или судьями, был очень значительным в 2014 году. Однако, темпы формирования новых органов в пост-майданный период были не высокими.
Так, например, законопроект о Национальном антикоррупционном бюро был принят 14 октября 2014 года, а избрание руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры, запустившей работу органа, произошло аж 30 ноября 2015 года. Только с момента завершения конкурса на главу НАБУ до начала работы органа прошло 8 месяцев.
Что касается ГБР, то ситуация еще хуже. Из-за политической "турбулентности" и определенного "дуализма", сформированного властной коалицией, только избрание главы заняло более чем 1,5 года. Еще год с момента избрания председателя понадобился для того, чтобы Бюро начало работать. Да и вообще от подписания президентом закона о ГБР 14 января 2016 до года до начала осуществления правоохранительной деятельности (27 ноября 2018), прошло более 2,5 лет.
Ситуация с Бюро экономической безопасности совсем иная. Процесс избрания Бюро занял 3 месяца, конкурс по избранию первоначального состава Совета общественного контроля занял меньше месяца. Этот процесс был быстрым, но проходил с соблюдением сроков, предусмотренных законом.
Экономическая преступность и экономическая безопасность - к сожалению, далекая от широких масс, но чрезвычайно важная тема. Создание БЭБ, однозначно является вызовом времени. Вызовы времени диктуют решения. Все больше процессов диджитализируется, переходит в онлайн, криптовалюта и криптобизнес начинают играть все большую роль. К сожалению, не стоит в стороне и преступность, которая намного быстрее находит пробелы и реагирует на вызовы времени, чем государственные органы, которые отстают. Помимо прочего, для решения этого вопроса и создается БЭБ.
Что важно, Бюро экономической безопасности - это не классический силовой орган, сотрудники которого сначала кладут "мордой в пол", а потом начинают разбираться, что очень не нравится бизнес ассоциациям, которые квалифицируют такие действия как давление. БЭБ несет в себе аналитическую функцию предотвращения преступлений, которые вредят экономической безопасности. В составе органа будут работать как классические детективы и оперативники, так и аналитики, ИТ-специалисты по киберзащите.
Это и не удивительно, ведь для предотвращения преступлений, которые несут многомиллионные убытки экономике и государственному бюджету, нужно проводить аналитическую работу, давать рекомендации органам центральной власти и прогнозировать необходимые изменения в законодательстве. Это и есть вызов времени в нашем информационном обществе.
Что касается политической воли и профессионального подхода, то пока можно отметить только положительную динамику, как в плане принятия закона и избрания директора, так и после этого. Без преувеличения, менее чем через месяц после избрания директора БЭБ проделана работа, которая в случае других органов затягивалась на долгие месяцы.
Что самое важное, создание Бюро экономической безопасности, хотя и предполагается меморандумом с Международным валютным фондом, но происходит без побуждения к действию со стороны иностранных партнеров. Государство начинает понимать, в чем он нуждается, и реализовывать это.