Об этом сообщает пресс-служба Львовской ОГА, передает Укринформ.
«Люди, которые знают и берегут свою историю – имеют будущее. Этот культурный центр уникален, потому что каждая деталь здесь сделана с любовью и светлой памятью о людях. В этом музее собраны не только экспонаты, но целые человеческие судьбы», – отметила директор департамента по вопросам культуры, национальностей и религий облгосадминистрации Ирина Гаврилюк.
В музее усилиями местных активистов собрана экспозиция предметов быта, культовых вещей, мебели, старопечатных книг. Фонд музея насчитывает более 100 уникальных экспонатов.
Музейно-культурный центр в Подгайчиках – это пространство, объединяющее музей, общественный культурный центр, событийную площадку и художественную галерею в кладовке. Здесь есть интерактивная экспозиция с модульным выставочным оборудованием, которая привлекает гостей к взаимодействию, современная фотозона с использованием предметов наследия, а еще живые истории из прошлого.
Возле Львова открыли музейный центр / Фото: Facebook.com/UwculturalhouseКроме того, команда обустроила профессиональную систему освещения, круглосуточную уличную экспозицию, аудиогид на украинском, немецком и английском языках.
Проект «Унтервальден 2.0: реэкспозиция Музейно-культурного центра «На Унтервалю», реализован в рамках партнерской программы «Культура. Туризм. Регионы» Украинского культурного фонда и Государственного агентства развития туризма.
Из исторической справки известно, что до 1939 года на территории современных Подгайчиков было два поселения: украинские Подгайчики и немецкий Унтервальден. Там одновременно жили четыре нации: украинцы, немцы, евреи и поляки. Во время Второй мировой войны оттуда принудительно выселили немцев и поляков, а евреев уничтожили во время Холокоста. С тех пор почти 40% села стояли пустыми.
Из-за политики Советского Союза немецкий Унтервальден сначала переименовали в Подлесное, а затем присоединили к селу Подгайчики. Религиозные сооружения немцев, евреев и поляков уничтожили или превратили в склады и мастерские, а в их дома поселили депортированных украинцев. Таким образом этнический состав села и региона кардинально изменился. Более 50 лет бывшие жители Галичины не могли вернуться домой.
Так продолжалось до 90-х лет, пока Украина вернула независимость. Мультикультурный дискурс Галичины снова стал актуальным в период 2010-х годов. В 2016 г. Подгайчики посещают потомки принудительно выселенных немцев. Тогда же началась инициатива по спасению древнего немецкого кладбища, переросшая в создание локального музейно-культурного центра.