Где проходит граница между минеральными и синтетическими маслами, каков срок хранения в различной таре и почему масло нужно менять даже, если автомобиль не ездит.
Автор Михаил Колодочкин.
Что означает термин Long Life? Такое масло можно дольше не менять?.
Термин может быть установлен автопроизводителем.
Например, у BMW термин Longlife – официальное название допуска (типа BMW Longlife‑01).
В основе такого масла лежит технология, позволяющая увеличить интервал замены, но лишь в совокупности с программой гибких межсервисных интервалов.
Если к качеству топлива и условиям движения нет претензий, бортовой компьютер автомобиля, оценив режим его эксплуатации (число холодных пусков, длительность работы на минимальных оборотах холостого хода, среднюю скорость и так далее), может «разрешить» проездить на таком масле 30 и более тысяч километров.
Но никто не мешает использовать термин и изготовителю смазки – как делает, в том числе, G-Energy… с маслом Synthetic Long.
Life 10W‑40.
Здесь, чтобы сделать выводы, надо изучать каждый конкретный продукт.
В каких диапазонах вязкости бывают минеральные масла? И вообще, кому они сегодня нужны?.
Минеральные масла до сих пор распространены.
Например, их применяют в автомобилях с пробегом, если при этом не требуются низкотемпературные свойства.
Главный плюс минералки – низкая цена.
По эксплуатационным свойствам она может иметь уровень вплоть до API SL – категории, которая до сих пор лицензируется API. Другое дело, что в современных автомобилях, по мнению производителей, необходимо обеспечить определенные нормы экономии топлива, что возможно только для маловязких продуктов.
Условная граница между минеральными и полусинтетическими/синтетическими маслами проходит приблизительно по классу вязкости 10W‑40.
Всё, что выше (15W и далее), можно изготовить полностью на минеральной основе – это зависит от эксплуатационных свойств, которых требуется достичь.
Масла 10W уже требуют добавления синтетических компонентов, поэтому большинство таких масел – полусинтетические.
Масла 5W также можно произвести из смеси синтетических и минеральных базовых масел.
А вот добавление минеральных компонентов в масла 0W недопустимо: им не хватит низкотемпературных свойств.
Говорят, что полнозольные масла (Full SAPS) негативно влияют на ресурс современных моторов, но при этом не так чувствительны к воздействию некондиционного топлива.
Так ли это?.
При выборе моторного масла надо придерживаться требований руководства по эксплуатации.
Масла Full SAPS могут негативно влиять на ресурс систем доочистки выхлопных газов – таких, как фильтр сажевых частиц (DPF).
Однако для некоторых регионов мира производители намеренно допускают масла с более высокой зольностью, чтобы нивелировать возможные проблемы, связанные с качеством топлива.
Для борьбы с нежелательным ранним зажиганием LSPI (Low-speed pre-ignition) придуманы специальные требования к маслам – с 2018 года действует спецификация API SN Plus.
Что она обозначает?.
Спецификацию API SN Plus можно считать промежуточной между API SN и современной API SP (введена 1 мая 2020 года).
Её отличие от API SN заключалось в добавлении специального теста, оценивающего явление LSPI в двигателях с турбонаддувом и прямым впрыском топлива.
Масла уровня API SN Plus и выше защищают двигатели от указанного эффекта, что подтверждается результатами моторных испытаний.
При этом автопроизводители также вводят свои собственные тесты, оценивающие явление LSPI, и эти тесты впоследствии внедряются как в новые, так и в текущие спецификации.
Есть ли смысл покупать брендированные канистры, которые продает сам автопроизводитель?.
Если масло одобрено производителем конкретного автомобиля, значит, оно подходит к применению в нём, и неважно в какой канистре оно продается.
Из числа одобренных продуктов можно выбирать подходящий вариант по цене, запасу свойств, классу вязкости или доступности в магазинах.
Необходимости специально искать продукт под «автомобильным» брендом нет – это лишь один из возможных вариантов.
Каков срок хранения моторных масел в разной таре – канистре, бочке и так далее? Нужна ли ежегодная смена масла даже для тех автомобилей, которые практически не ездят?.
Срок хранения масла не зависит от типа тары и в большинстве случаев составляет 5 лет.
После этого для подтверждения качества, по-хорошему, нужен анализ масла в лаборатории.
Максимальный интервал замены масла, установленный автопроизводителем, не зависит от того, эксплуатировался автомобиль или нет.
В двигателе масло находится в контакте с продуктами сгорания, окисления и водой – процессы окисления не прекращаются даже во время простаивания автомобиля.