После признания Л-ДНР президент РФ Владимир Путин продолжает накалять ситуацию.
Владимир Путин - фото: kremlin.ru
22 февраля он выступил с рядом ультимативных заявлений в адрес Украины. В том числе, что "Минских соглашений" больше нет (якобы по вине Киева и Запада), что РФ признала "ДНР" и "ЛНР" в тех границах, которые обозначены в их "конституциях" (то есть в админграницах Донецкой и Луганской областей), что в случае необходимости армия РФ "будет исполнять на Донбассе взятые на себя обязательства". Также он потребовал от Украины публичного отказа от курса в НАТО, признания Крыма российским, нейтралитета, демилитаризации, соблюдение безъядерного статуса.
О чем говорят эти заявления? Шантаж или реальная угроза большой войны? Как могут события развиваться далее? Ответы на эти волнующие вопросы издание "Комментарии" искало вместе с экспертами.
Надо помнить, что Путин в 2014-м остановился там, где его остановили
Политический аналитик, доктор исторических наук Елена Галкина уверена, что Путин пытается извлечь выгоду из очевидно проигрышного решения, которое вынудила его принять сложившаяся к февралю 2022 года конфигурация, когда действия РФ как стороны-агрессора против Украины впервые в истории наглядно и убедительно демонстрируются США и союзниками.
По ее словам, Кремль пытался сделать так, чтобы не было санкций и других серьёзных негативных последствий: Украину всячески запугивали, чтобы сама вышла из Минских соглашений первой, отдала ОРДЛО. Но Украина, подчеркивает эксперт, проявляла системную стойкость и мудрость, на шантаж не пошла. Ждать дальше, продолжать действовать инерционно Путин не мог, т.к. Запад обещал санкции уже просто за продолжение концентрации войск и прочего шантажа. Поэтому Путин вышел из "Минска" первым – и сейчас шантажом же пытается минимизировать потери.
Этот приём, отмечает Елена Галкина, минимум дважды отлично сработал в 2014-м.
Сначала, когда 1 марта Совфед дал Путину согласие на военную агрессию против Украины. Мир тогда застыл в ожидании масштабной войны в Европе, в то время как на процесс оккупации Крыма и гибридную агрессию на востоке и юге Украины (т.н. "русская весна") де-факто США и ЕС закрыли глаза, обещая Украине политическую, экономическую поддержку, но только не в Крыму (быстрое поступление транша МВФ, подписание политической части Соглашения об ассоциации с ЕС, санкции против Кремля – как мы сейчас знаем, по факту очень слабый пакет).
А потом, когда ДРГ захватывали контроль над городами Донецкой и Луганской области. Была всё та же концентрация российских войск на границе с Украиной, обеспокоенность НАТО, отказ Кремля от диалога с Киевом. В результате МИД Германии выступает против вступления Украины в НАТО, 17.04.2014 в Женеве было сделано заявление Керри, Эштон, Лаврова и Дещицы, после чего российские диверсанты, переговоры которых к тому времени активно публиковала СБУ, превратились в официальном дискурсе как украинских властей, так и международном, в "шахтёров и трактористов".
Следует успокоиться и достаточно скептически относиться к заявлениям Путина
Сопредседатель Общественной инициативы "Права Справа", историк, юрист Дмитрий Снегирев рассуждает следующим образом:
Эксперт уверяет, что сценарий, который сейчас разыгрывает Москва, он озвучивал еще в 2016 году. О нем знало разведсообщество. Соответственно, готовили определенное противодействие.
Что касается возможности расширения территорий квазиообразований до админграниц Донецкой и Луганской областей, то тут, по его мнению, нельзя исключать сценарий локальных военных операций.
Угроза у нас всегда есть и будет, пока рядом существует имперская, бандитская Россия, которая не потерпит рядом с собой независимой Украины
Председатель правления Центра стратегических исследований Павел Жовниренко считает, что Россия проиграла этот раунд. То, что требовала от Запада (чтобы Украина никогда не вступила в НАТО, а Альянс отошел на позиции 1997 года), она не получила. И теперь пытается требовать того же + еще чего то – от Украины.
Что касается прочих "хотелок" Путина, их может быть сколько угодно, отмечает он. Но и Запад отбросил эти требования, и Украина – тем более.
Что до оккупированной части Донбасса – надо объявлять о возможности украинским гражданам выехать с той территории, уверен Павел Жовниренко.
По его мнению, должна быть программа приема граждан Украины, которые хотят переселиться сюда. С местом, где человек конкретно сможет жить, работать и так далее. Выделить на этот переезд определенный срок (допустим 3 месяца). А после этого объявляется полная блокада тех псевдо независимых территорий.
Читайте Comments.ua в Google News
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы первыми узнать о самых важных событиях!