Страны Запада ввели беспрецедентно жесткие санкции против России за ее агрессию в отношении Украины. Эти ограничительные меры сопровождаются исходом иностранного бизнеса из РФ, что приведет к исчезновению в этой стране уже привычных для ее жителей товаров и услуг. При этом некоторые сферы, например, транспорт и здравоохранение, окажутся в крайне плачевном состоянии. "Апостроф" разбирался, чего лишатся россияне, и как их страна возвращается в пещерные времена СССР.
Полцарства за Бигмак
В последние дни Россия стала мировым лидером по количеству санкций, наложенных на страну, обогнав по этому показателю даже таких одиозных изгоев, как Северная Корея и Иран.
Однако одними санкциями на государственном уровне экономические проблемы страны-агрессора не ограничиваются. Ежедневно пополняются списки международных компаний, которые прекращают или ограничивают свой бизнес в России. Среди тех, кто направился на выход, есть представители самых разных отраслей экономики. Есть поставщики продуктов питания, такие как производитель молочной продукции Danone. Есть сети общепита, в частности McDonald's (объявивший о прекращении работы 850 заведений, расположенных на территории России), KFC и другие. Производитель напитков Coca Cola сначала заявил, что не намерен сворачивать бизнес в России, однако впоследствии под давлением общественного мнения все же согласился закрыть свои заводы и прекратить продажу продукции.
Выходят из России и известные бренды одежды (H&M, Mothercare, Prada, Reserved). А очереди россиян в магазины IKEA, чтобы напоследок прикупить там что-то из домашней утвари, уже стали темой множества интернет-мемов.
Особый ажиотаж образовался вокруг McDonald's. В рестораны перед их закрытием выстроились огромные очереди из желающих в последний раз попробовать гамбургер и жареный картофель. Они напоминают знаменитую очередь в первый советский McDonald's на Пушкинской площади в Москве, которая, по мнению многих современников, стала приметой начала окончательного распада Советского Союза. Таким образом, сегодняшние очереди символизируют своеобразное возвращение России в СССР.
Появилась даже новая разновидность спекуляции – перепродажа бутербродов. Российские сайты объявлений пестрят предложениями, которые поражают воображение. Например, "набор", включающий четыре гамбургера и восемь наггетсов, предлагают приобрести за 20 тысяч рублей. То есть, если считать, что реальный курс доллара (на "черном" рынке, поскольку продажа населению валюты там уже официально запретили) составляет сегодня около 200 рублей, то стоимость такого набора достигает 100 долларов.
Конечно, невозможность приобрести заморский бутерброд или бюстгалтер от Victoria's Secret (эта фирма закрывает сеть своих заведений в России) доставит россиянам множество бытовых неудобств. Однако последствия ухода международных компаний с российского рынка этим далеко не ограничиваются.
"Каждой стране для развития нужны прямые иностранные инвестиции, – комментирует основатель First Kyiv Investment Club Иван Компан. – Мы видим в мире много примеров того, как страны, которым удалось привлечь значительное количество таких инвестиций, совершили большой скачок в экономике (например, Китай). "Иностранные компании приносят деньги, создают рабочие места, завозят технологии и передовые методики ведения бизнеса. Это полезно и для местного бизнеса, который активно перенимает стратегии у иностранцев. С выходом международных компаний, все эти возможности для России будут упущены".
Кроме того, уход иностранных инвесторов приведет к потере большого количества рабочих мест. Причем не только на самих предприятиях с иностранным капиталом, но и на смежных. К примеру, закрытие McDonald's (компания некторое время продолжит платить сотрудникам зарплату) больно отразится на производителях пищевых продуктов, транспортниках и других предприятиях.
"По приблизительным оценкам, закрытие международных компаний может вызвать рост безработицы в России на 2,5-3 миллиона человек, - говорит Иван Компан. - Все эти люди будут нуждаться в социальной поддержке от государства. Поэтому вместо того, чтобы производить национальный продукт, они будут приносить государству ущерб" .
Все это будет способствовать экономическому упадку России. По предварительным оценкам ведущих финансовых экспертов, в первом квартале 2022 года ВВП сократится на 20% по сравнению с четвертым кварталом прошлого года. И компенсировать это падение практически невозможно, поскольку иностранный капитал вернется в Россию еще очень нескоро (если вообще вернется).
Back in the USSR
Однако исчезновение популярных международных брендов - не самое серьезное последствие выхода иностранного капитала из России. Вместе с заведениями общепита, производителями напитков и одежды из страны уходят и фирмы, определяющие уклад современного технологического общества.
"Сегодня уровень развития технологий в России и без того не слишком высок, – говорит исполнительный директор CASE Украина Дмитрий Боярчук. – А отток иностранного капитала и запрет на импорт технологий еще больше усугубит ситуацию".
На сегодняшний день россияне лишаются таких привычных и распространенных во всех уголках мира технологий как карточные платежные системы Visa и Mastercard. С рынка полностью выходят компании Apple и Google, что со временем сделает практически невозможным использование смартфонов. Также полностью закрывают сервис для россиян электронные платежные системы Apple Pay, Google Pay, PayPal и другие. Прекращают продажи на территории агрессора Amazon и eBay.
Россия останется без продукции лидеров современного рынка электронных технологий. О завершении сотрудничества со страной-агрессором объявили ведущие производители компьютеров и их составляющих, такие как Intel, IBM, AMD, Dell Ericsson и другие. А также производители программного обеспечения как Adobe Autodesk, Cex Io, Microsoft и т.д. Теперь россияне даже будут лишены возможности пользоваться сервисом Google Maps.
И, как вишенка на торте: доступ россиянам перекрыт также к одному из самых мощных в мире поставщиков "клубнички" - сайту Pornhub.
Назвать сейчас все IТ-компании и сервисы, которых лишают россиян, практически невозможно. Однако понятно, что уже скоро жители РФ останутся без доступа ко всему, что формирует современное информационное общество, и без чего уже невозможно даже представить жизнь в сегодняшнем мире.
Также огромные изменения ожидают транспортный сектор. Рынок России покидают ведущие производители транспортных средств: авиастроительные компании Boeing, Airbus, Embraer, производители железнодорожной техники Bombardier и Alstom.
Все это имеет достаточно далеко идущие последствия. Ведь машины Boeing и Airbus составляют основу авиапарка российских перевозчиков. Причем подавляющее большинство самолетов находятся в лизинге, то есть принадлежат иностранным компаниям и используются перевозчиками на правах аренды. Сегодня они в связи с разрывом сотрудничества должны быть возвращены владельцам. Первые аресты в зарубежных аэропортах по требованию лизингодателей уже произошли.
Фото: Pixabay
Хотя россияне в своем фирменном стиле решили, что самолеты владельцам они не вернут. За границу на них летать, правда, теперь не выйдет. Но можно использовать внутри страны.
Впрочем, это проблемы также не решает, поскольку самолеты нуждаются в постоянном техническом обслуживании с участием компании-производителя. Россия заявила, что приступит к обслуживанию самолетов самостоятельно, закупая запчасти на рынке, который славится производством разного рода копий, - в Китае. Однако власти Китая, не желая портить отношения с ведущими авиастроителями, опровергли эту информацию, заявив, что запчасти для самолетов в Россию поставляться не будут. Так что буквально через несколько месяцев, когда возникнет серьезный дефицит запчастей, российская авиация может "приземлиться" надолго.
Так же сказывается и прекращение сотрудничества с производителями железнодорожного оборудования. На российских железных дорогах введен режим жесткой экономии, сокращается количество пассажирских поездов и снижается их класс. И это при том, что с момента разрыва сотрудничества с производителями локомотивов, двигателей, подшипников и других комплектующих прошло только две недели.
Ну и, конечно же, автотранспорт. О выходе с российского рынка объявили практически все крупные мировые автоконцерны. Среди них и производители полюбившихся российскими нуворишами люксовых брендов (Ferrari, Rolls-Royce, Cadillac, Mercedes-Benz) и более демократичные компании (Chevrolet, Renault, Škoda, Toyota, Volkswagen, Volvo).
"Высшее достижение российского автопрома на сегодняшний день – это "Лада Калина", – говорит Иван Компан. – И, очевидно, российским потребителям придется в будущем довольствоваться этим уровнем".
Объявили о закрытии своих филиалов в России и Беларуси аудиторские компании из так называемой "большой четверки": Deloitte, PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young и KPMG. Присутствие этих компаний на рынке любой страны крайне важно. Ведь для заключения серьезных внешнеэкономических сделок в большинстве случаев требуется аудиторская проверка, проведенная одной из этих компаний. Теперь российские и белорусские предприятия будут лишены возможности пройти такие проверки, и это станет еще одним значительным препятствием для экспорта и импорта, которые останутся после введения санкций.
Еще одна отрасль, в которой Россия критически зависит от импорта – здравоохранение. Практически все медицинское оборудование, технологии и большинство медицинских препаратов импортируются из западных стран. И прекращение их снабжения приведет к серьезным проблемам в этой сфере.
Отметим, что в российских аптеках уже наблюдается дефицит самых элементарных лекарств. Наблюдаются проблемы с такими медикаментами, как "Тантум Верде", бальзамом "Звездочка" и даже со всем известным валидолом.
Лучшая санкция – эмбарго
Однако наиболее чувствительными для России (хотя население, стоящее в очередях за бутербродами, бельем и мебелью, возможно этого и не осознает) будут ограничения, наложенные на поставку оборудования и технологий для добычи углеводородов - нефти и газа. Эти отрасли экономики, которые составляют львиную долю российского экспорта и, соответственно, валютных поступлений, попали под международные санкции. И компании, присутствовавшие на российском рынке, прекратили сотрудничество.
"Для того чтобы добыть нефть и газ, нужно специальное оборудование, от которого зависит, насколько используется потенциал месторождения, - говорит Иван Компан. - А на некоторых месторождениях без современного оборудования добыча уже вообще невозможна. Поэтому такие санкции вскоре приведут к снижению добычи углеводородов".
Однако, по мнению экспертов, ограничения в поставке добывающих технологий и оборудования являются, хоть и действенной, но недостаточной мерой.
"Основным источником благосостояния России были и остаются секторы вокруг добычи и обслуживания добычи нефти и газа, – говорит Дмитрий Боярчук. – Поэтому наиболее действенной санкцией для России было бы наложение эмбарго на экспорт энергоносителей".
Пока что о полном эмбарго на нефть и газ из РФ заявили США и Канада. Великобритания вводит постепенное эмбарго на российские углеводороды на протяжении 2022 года. Однако Европейский Союз не готов полностью запретить импорт из России. Особенно это касается российского газа, на который приходится около 40% газового импорта ЕС.
Впрочем, Евросоюз планирует на 70% сократить закупки нефти и газа у РФ уже до конца этого года.
Фото: Pixabay
Кроме того, уже сейчас есть фактическое эмбарго, поскольку многие энергетические компании по собственной инициативе отказываются от сотрудничества с российскими контрагентами и не покупают у них нефть.
Читайте также: Дело пахнет газом: США ударили по России энергетическим эмбарго
Поможет ли Китай?
Конечно, российское руководство традиционно утверждает, что отсутствие сотрудничества с Западом нисколько не повредит стране. А нужные продукты и технологии можно приобрести и в других местах. Преимущественно при этом в качестве альтернативы упоминается Китай, который Россия традиционно считает своим союзником.
Китай действительно явно не осуждает российское нападение на Украину. Однако и вступать в конфронтацию с США и Европой из-за этого не изъявляет желания.
"Годовой товарооборот Китая с Западом – больше триллиона долларов, – говорит Иван Компан. – С Россией – до 100 миллиардов долларов. Поэтому вряд ли Пекин пойдет на то, чтобы испортить отношения с Западом ради сотрудничества с Россией".
Примером может служить уже упомянутый отказ от поставок авиационных запчастей, а также нежелание китайских банков работать с попавшими под санкции российскими.
"Конечно, Китай не откажется полностью от сотрудничества с Россией, – считает эксперт. – Однако это не будут отношения равноправных партнеров. Китай будет действовать с позиции силы, для того чтобы выжать из российской экономики природные ресурсы по очень низкой цене".
Это мнение частично подтверждают сообщения о том, что китайское руководство рассматривает вопрос о приобретении пакетов акций "Газпрома" и нефтедобывающих компаний в России.
Кроме того, несмотря на надежд российского руководства, китайский рынок вряд ли сможет предложить все необходимое.
"В Китае можно получить далеко не все технологии, – считает Иван Компан. – Например, электронные микрочипы, без которых сейчас невозможно производить практически ни одну сложную технику, в том числе, вооружение, производят другие страны (Тайвань, США и т.д.)".
Поэтому, несмотря на попытки РФ делать вид, что санкции и бегство инвесторов пойдут ей только на пользу, реальность такова, что уже в ближайшее время ее ждут значительный экономический спад и технологический откат на несколько десятилетий. Практически она окажется в том же положении, что и Советский Союз в 80-х годах прошлого века. И, возможно, с тем же результатом.