Многим украинкам с детьми и пожилыми родителями в ЕС выгодно получать социальную помощь, а не трудоустраиваться на низкооплачиваемую работу.
Мы . Мы из Украины
С первого дня войны Фокус ни на минуту не прекращал работу. Наша команда считает своим долгом информировать читателя о происходящем, собирать и анализировать факты, противостоять вражеской пропаганде. Сегодня Фокус нуждается в вашей поддержке, чтобы продолжать свою миссию. Спасибо за то, что вы с нами.
ПоддержатьИз-за российского вторжения, по данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, из Украины выехало около 6,3 млн граждан. Это преимущественно женщины и дети — выезд из Украины мужчин призывного возраста во время войны запрещен. Хотя, как рассказывают Фокусу очевидцы, мужчин тоже немало — как правило, это заробитчане, студенты, те, кого война застала на отдыхе, или же те, кто предусмотрительно покинул страну до 24 февраля.
Тем не менее, трудоустраиваться в ЕС многие украинские граждане не спешат. Например, в Польше зарегистрировано более 3 млн украинцев, однако к началу мая PESEL, польский идентификационный номер получили только 400 тыс. украинцев. То есть, остальные, по всей видимости, не планируют искать работу.
Важно Открытые двери. Как Польша принимает украинских беженцев"Далеко не все выехавшие из Украины женщины трудоспособного возраста стремятся работать, — комментирует ситуацию Руслана Березовская, руководитель экспертно-аналитического центра кадрового портала grc.ua. — У многих возникает вопрос, есть ли смысл работать при получении соцвыплат на уровне зарплаты, например швеи, уборщицы или посудомойки".
Украинка, выехавшая в Европу, рассказывает, что в Германии социальных выплат вполне хватает на жизнь семьям с детьми. "Например, мать с двумя детьми или мама, бабушка и ребенок (типичный профиль семьи беженцев) сейчас получают почти 1000 евро на троих. Такая же сумма, в лучшем случае, останется у семьи на руках, если мама пойдет работать за 2800 евро, поскольку большая часть заработанных денег уйдет на аренду жилья, страховку, налоги и т.д", — говорит собеседница Фокуса. Отметим, что в большинстве случаев беженцам предлагают куда меньшие зарплаты, чем 2800 евро.
Существенным препятствием для трудоустройства украинских женщин в ЕС также становится отсутствие мест в детских садах, которых, зачастую, не хватает даже местным.
"В школе ребенок максимум полдня. Если и есть группа продленного дня, то она платная и съедает достаточно много из маленькой зарплаты", — уточняет беженка из Украины. В то же время те, кто надеются найти работу по специальности, попросту еще не успели трудоустроиться. По словам Березовской, срок трудоустройства высококвалифицированных специалистов за границей длиннее, чем в Украине до войны, и может длиться до года.
Не собираются искать работу и те украинки, которые буквально "сидят на чемоданах". Как отмечает Березовская, таковых, настроенных вскоре вернуться в Украину, среди беженцев около 75%. Часть переселенок продолжают финансировать мужья, которые работают или имеют свой бизнес в Украине. Также многие украинки за рубежом продолжают удаленно работать на своих прежних украинских работодателей.
Подробнее о трудоустройстве украинских беженок за рубежом читайте в новом обзоре Фокуса "Как и где могут устроиться на работу украинские беженцы".