Подошел к концу третий месяц войны с Россией. Он был наполнен многочисленными событиями на фронте и за рубежом – как весьма обнадеживающими для Украины, так и довольно тяжелыми для нашей армии и общества. Ситуацию, сложившуюся после первого квартала вооруженного противостояния, анализирует "Апостроф".
По итогам трех месяцев войны, коллективный Запад окончательно определился со своей позицией: усиливать санкции против России и поддерживать Украину финансово и поставками оружия вплоть до победы. Об этом говорят встреча глав оборонных ведомств и начальников штабов более 40 государств мира, которая состоялась 26 апреля на авиабазе "Рамштайн" в Германии и так называемый "Рамштайн-2", который прошел 23 мая в онлайн-режиме. Это был координационный совет по оказанию вооруженной помощи Украине, собранный по инициативе США. Официально было заявлено о предоставлении Украине тяжелого вооружения, которое позволит не только удержать позиции, но и перейти в наступление. Так, 23 мая, было принято решение вооружить Украину противокорабельными ракетами Garpoon.
Кроме того, 28 апреля в Палате представителей подавляющим большинством голосов был принят закон о ленд-лизе для Украины. 9 мая президент США Джо Байден подписал его, запустив механизмы передачи военных материалов и вооружения, которые работали во времена Второй Мировой войны. Практически сразу в СМИ стали говорить о возможных поставках украинской армии широкого ассортимента оружия американского производства – от танков "Абрамс" и гаубиц М777 до ЗРК "Патриот" или даже истребителей F-16.
В этом есть одна важная деталь: оружие западного производства – это продукт высокотехнологичный, требующий серьезной подготовки персонала. Причем не только тех, кто будет их применять на поле боя, но и тех, кто его будет обслуживать. Очень хорошо, если процесс правового оформления оружейных поставок шел одновременно с отправкой военнослужащих на курсы переподготовки в Польше, Германии или Литве.
Что касается ситуации на фронтах, то война вступила в такую стадию, когда локальные успехи или неудачи в целом не влияют на общую картину. Россияне продолжают удерживать занятые позиции в Херсонской и Запорожской областях и пытаются наступать в Луганской и Донецкой областях. Удерживают они позиции и на юге Харьковской области, отступая при этом на севере.
Российские военные продолжают ракетный террор – практически ежесуточно нанося удары по объектам военной и гражданской инфраструктуры. Особый упор делается на железную дорогу с целью усложнения переброски резервов, а главное - оружия и боеприпасов западного производства.
Удары наносятся по всей территории Украины – от Львовской до Черниговской области. При этом, видимо, уже начинает сказываться нехватка современных "Калибров" и Х-101 - все чаще пуски производятся с борта стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160 ракетами Х-22 еще советского производства. Их точность оставляет желать лучшего – именно поэтому очень часто они попадают куда угодно, но только не в цель, да и перехваты нашей системой ПВО стали гораздо масштабнее. Однако если такая ракета все же попадает в цель, то наносит очень большой урон ввиду более мощной боевой части. Характерный пример - казармы в Учебном Центре Сухопутных войск "Десна", разрушенные в результате ракетной атаки 17 мая.
Результаты обстрела поселка "Десна"
За последний месяц зафиксировано продвижение российских войск на Донбассе – к 12 мая после тяжелейших боев они смогли взять важный в стратегическом плане город Рубежное (вернее то, что от него осталось после варварских бомбардировок с воздуха и ударов артиллерии) и начали бои за Авдеевку.
В то же время попытки переправиться через реку Северский Донецк с целью флангового удара в направлении Славянска закончились для россиян разгромом в районе Белогоровки. Ее масштабы оценить очень сложно, точное количество потерь неизвестно, но если судить по спутниковым снимкам, то в боях там нашей артиллерией уничтожено около сотни единиц вражеской техники – танки, БМП, инженерные машины.
Последствия разгрома российских войск у Белогоровки
На общее положение на фронте повлияет ситуация с "Азовсталью", откуда произошла эвакуация заблокированных там украинских защитников, из числа бойцов полка НГУ "Азов", военнослужащих ВСУ и других формирований. Полный захват россиянами Мариуполя в ближайшей перспективе приведет к переброске российских частей на другие участки фронта, что может привести к обострению ситуации. Куда именно - пока совершенно непонятно – варианты у противника есть, это и Авдеевка, и Северодонецк, и продолжение наступления на Угледар.
За месяц серьезно изменилась ситуация в нашу пользу в Харьковской области. Особенно в северной ее части, где ВСУ, 15 мая, вышли на границу с Российской Федерацией. Очень часто говорят о том, что этим самым военные обезопасили от обстрелов Харьков, однако на самом деле это не совсем так. Город находится настолько близко от границы, что обстреливать его теми же РСЗО "Смерч" вполне реально, что и происходит в последние дни.
Не совсем ясна ситуация вокруг острова Змеиный в Черном море. Здесь, согласно официальным сообщениям, 7 мая украинские войска уничтожили малый десантный корабль и два зенитных ракетных комплекса. Кроме того, в ночь на 8 мая оперативное командование "Юг" сообщило об уничтожении трех российских катеров. В то же время россияне говорят об огромных потерях украинской авиации и спецназа в ходе боев за остров. Официальной информации по этому поводу нет.
В целом же прогнозы на ближайший месяц весьма туманны – с одной стороны стоит ожидать, что россияне продолжат выдавливать нашу группировку на Донбассе и вполне вероятно перейдут в наступление на запорожском направлении, с другой стороны весьма очевидно, что наш Генеральный штаб готовит контрнаступление.
Однако все наши наступательные планы пока наталкиваются на явную нехватку тяжелого вооружения на фронте. Ближайшая задача ВСУ – как минимум, удержать нынешнюю линию фронта до массового появления на нем современного западного оружия, что и позволит перейти в контрнаступление.