«Сегодня во всех автократиях Центральной Азии режимы пытаются применить российскую модель пропаганды, которую можно назвать “Пожарный шланг с потоками лжи”», — говорит Шалкар Нурсеитов. В материалах государственных СМИ превалирует отсутствие логики и реальности. Характерные черты современной российской пропаганды:
- большой объём информации и многоканальность;
- скорость, непрерывность, повторение;
- отсутствие освещения объективной реальности;
- отсутствие логики и непоследовательность.
Внутри этой модели пропаганды существует несколько распространённых методов.
Фургон с оркестром
Метод призывает стать частью толпы. Свежий пример: народная коалиция Казахстана представила кандидатуру Касым-Жомарта Токаева в качестве кандидата на выборы президента. Они утверждают, что большинство поддерживает кандидатуру Токаева, призывают присоединиться к большинству, стать частью большинства.
Навешивание ярлыков
В Казахстане провластных блогеров и экспертов называют «нурботами», они, в свою очередь, называют своих критиков «диван-батырами» Это называется навешиванием ярлыков.
Ссылка на авторитет
С помощью этого приёма пропагандисты, например, пытаются доказать, что Казахстан находится на правильном пути. В 2020 году публикация посла Казахстана в американской газете The Washington Time широко тиражировалась в стране, аудитория путала это малоизвестное в США издание с авторитетным Washington Post и полагала, что США поддерживает реформы Токаева.
Внешние силы
Когда в стране случаются политические протесты, массовые волнения, власти говорят, что это дело рук внешних сил, которые готовились заранее и разрабатывали стратегию. Это мобилизует электорат и позволяет продвигать специальные месседжи.
Ложная дилемма
Власти предлагают аудитории два пути: вы можете критиковать партию власти или вступить в её ряды и исправить ситуацию. Это два ложных выбора.
Аргумент к человеку
Когда у режимов нет контраргументов, они атакуют авторов аргументов.
Игра в простонародность
Используется госчиновниками для того, чтобы быть ближе к народу.
Как не стать жертвой пропаганды?
Задаваться вопросами:
- Кто автор публикации? Является ли он надёжным источником?
- Когда был опубликован материал?
- Что говорят на эту тему другие источники?
- Есть ли реальные факты/доказательства?
- Надёжная ли платформа, где был опубликован материал?
Методы борьбы с политической пропагандой
- Политическая конкуренция
- Свобода слова и прессы
- Медиаграмотность
- Critical reading, thinking, writing
Как работает милитаристская пропаганда?
«Серая и всепроникающая пропаганда» — такие термины можно применить к методам государственных СМИ в России и в государственных СМИ Центральной Азии. Нынешняя пропаганда работает на размытие аудитории, вам не нужно большинство, ваша задача сделать так, чтобы группы, которые вас не поддерживают, либо переругались, либо стали сомневаться. Вам лучше не формировать свою повестку, а разрушить повестку конкурентов. Мем “не всё так однозначно” — это следствие пропаганды», — говорит Вячеслав Половинко.
Методы милитаристской пропаганды
Любые поступки, действия оппонентов выводятся в абсолют, против должно выступить всё здоровое большинство. Во время войны этот элемент пропаганды становится самым популярным.
Классическая миллитаристская пропаганда расчеловечивает оппонентов. Например, радио «Тысячи холмов» в Руанде, которое в середине 90-х призывало уничтожать народ тутси, называли людей тараканами, которых нужно давить. В нынешней российско-украинской войне, когда рассказывается о зверствах обеих сторон, не отрицая наличия случаев насилия, нужно уточнять, что градус описания в медиа выше картины в реальности.
Уход на язык подворотни при описании своих оппонентов. Например, Владимир Соловьев обращается к канцлеру Германии Шольцу с надрывом, сквозь зубы. В других случаях те же Соловьев, Симоньян, Красовский могут практически кричать во время выступлений — это тоже целенаправленный приём. Криком вы подавляете любое несогласие, ваша точка зрения единственно верная, вы подрывате критическое мышление.
Современные технологии позволяют показать ситуацию с удобного ракурса. Например, трансляция кадров войны в прямом эфире. Главная задача пропаганды — замена собственных размышлений яркой картинкой.
Главная особенность современной милитаристской пропаганды — это тот самый всепроникающий элемент. В советское время люди получали пропаганду из радиоточек и газет, были собрания коллективов, но вы могли её избежать. С развитием ТВ пропаганда стала всеобъемлющей, как только в дело вступили социальные сети и мессенджеры, процесс пропаганды стал неконтролируемым. Вы не можете верифицировать весь массив информации, который получаете через социальные сети. Пропагандисты разом вбрасывают огромное количество информации и вводят обывателя в состояние паники, он начинает доверять тем источникам информации, которые знает, или тем, у которых большая аудитория. Не может канал с миллионом подписчиков врать.
Пропагандисты работают с лексикой: не война, а спецоперация, мобилизация не полная, а частичная, не аннексия, а присоединение, не бомбардировка, а удар высокоточным оружием по военным объектам.
На бытовом уровне мы видим превращение военных терминов в мемы. С одной стороны, мы видим «нацистов», «националистов», а с другой стороны, «русский военный корабль». Мы говорим «русский военный корабль» и вкладываем в эту фразу саркастический смысл, но если посмотреть глубоко, то на этом корабле были простые российские срочники, которые не хотели воевать.
Что противопоставить?
Несмотря на большой арсенал средств, эффективность агрессивной пропаганды падает. Пропаганда работает до тех пор, пока хотя бы на треть использует реальные кадры. Как только картинка в медиа вступает в явный диссонанс с картиной за окном, пропаганда в кризисе. Хотя её влияние всё ещё высоко на постсоветском пространстве. Чтобы бороться с ней, нужны альтернативные каналы качественной журналистики, необходимо учить аудиторию слышать другую сторону, ставить себя на место оппонентов. Задача журналистов — показывать все эти стороны, нам нужно вернуть способность слышать и слушать друг друга. И несмотря на очевидность таких советов, сейчас это крайне тяжёлая задача.
MediaCAMP Fest проводится при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) USAID Central Asia. Мнение спикеров не обязательно отражает позицию USAID или правительства США.