Антикоррупционеры против военкомов: изменятся ли правила выезда за границу/В НАПК заинтересовались коррупцией при выдаче разрешений на выезд за границу
Антикоррупционеры против военкомов: изменятся ли правила выезда за границу/В НАПК заинтересовались коррупцией при выдаче разрешений на выезд за границу

Антикоррупционеры против военкомов: изменятся ли правила выезда за границу/В НАПК заинтересовались коррупцией при выдаче разрешений на выезд за границу

Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) подало на рассмотрение правительства проект распоряжения "Об утверждении плана мер по устранению коррупционных рисков при выезде граждан Украины за пределы Украины в условиях правового режима военного положения". Выезд военнообязанных за границу будет, скорее всего, ужесточен. Поможет ли это в борьбе с коррупцией в рядах Территориальных центров комплектования и социальной поддержки (ТЦК и СП), и во военно-врачебных комиссиях (ВВК) – выяснял "Апостроф".

Двое из девяти

На сегодня открыты тысячи уголовных производств по незаконному пересечению государственной границы военнообязанными мужчинами во время войны, в частности, на основании выданных ТЦК документов. Некоторые руководители территориальных центров комплектования находятся под следствием. А всех областных военкомов 17 августа освободили от занимаемых должностей.

"Без изменения фундаментальных правил, мы никогда не создадим условия, чтобы все центры комплектования стали добродетельными. Прежде всего, необходимо устранить причины, которые приводят ко всем этим нарушениям – упорядочить правила пересечения границы, выдачу документов для пересечения границы. Ведь если мы будем только менять военкомов, которые фактически будут интегрироваться в систему с существующими в ней коррупционными рисками, то на выходе станем получать сотни и тысячи новых уголовных производств. Надо менять основу этой системы", – отметил глава НАПК Александр Новиков, комментируя план устранения коррупционных рисков при пересечении границы.

Согласно постановлению кабмина №57, есть целый список военнообязанных, которые могут покидать Украину во время военного положения. В списке 9 позиций, и только представители двух из них обязаны иметь при пересечении границы документы от ТЦК и интегрированных с ними военно-врачебных комиссий.

Первая категория – это мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, снятые с военного учета на основании решения ВВК. Необходимых для выезда документов для них три. Заграничный паспорт. Военный билет (или временное удостоверение военнообязанного). Результаты заключения военно-врачебной комиссии и проставленная отметка об исключении из военного учета по состоянию здоровья со ссылкой на соответствующий пункт приказа.

Вторая категория – мужчины, которых военно-врачебная комиссия признала временно непригодными к военной службе по состоянию здоровья (до шести месяцев). Документов тоже три. Загранпаспорт. Военный билет (или временное удостоверение военнообязанного), в котором указаны результаты заключения ВВК. Заключение комиссии о признании человека временно непригодным к воинской службе по состоянию здоровья сроком до шести месяцев. Через 6 месяцев такой гражданин Украины обязан снова пройти ВВК, но что будет, если он через полгода не вернется в страну – законы не регламентируют.

Для всех остальных категорий военнообязанных, выезжающих за границу, ни военного билета, ни справки от военно-врачебной комиссии не требуется.

Подмена основ

Итак, глава НАПК Александр Новиков говорит, что необходимо менять основу системы территориальных центров комплектования. Поскольку план мер по устранению коррупционных рисков изобилует фразами "исчерпывающий перечень оснований", "нормирование процедуры", "упорядочить правила пересечения границы", "упорядочить выдачу документов" и так далее, возникает резонное предположение, что до сих пор, через 1,5 года после начала большой войны, в указанной сфере ничего упорядочено и нормировано не было. А значит – в итоге смены основ появится дополнительная масса разных бумаг и справок, которые должны будут все нормировать и упорядочивать.

"Правительству, власти, безусловно, надо показывать обществу, что оно борется с коррупцией. Особенно в таких чувствительных сферах, как призыв в армию и выезд за границу. Но, во-первых, само правовое обоснование ограничений на выезд мужчин за рубеж неоднократно признавалось довольно сомнительным. Второе – принятие правительством этого документа усложнит процессы в ТЦК, приведет к увеличению количества справок и удорожанию определенных незаконных услуг. Лазейки были всегда, и всегда будут. Тем более при увеличении разных нормативных и разрешительных бумаг", – говорит "Апострофу" управляющий партнер в адвокатском объединении "Войченко и Дульский" Сергей Войченко.

Еще один интересный вопрос. Если какой-нибудь военком и председатель ВВК попадают под следствие за то, что выдавали медицинские заключения и ставили печати в военные билеты за взятки, то наверное, резонно перепроверить: насколько на самом деле непригоден к армии тот или иной военнообязанный? Тогда может ли военнообязанных ожидать повторная военно-врачебная комиссия? А вдруг в армию эти сотрудники ТЦК забирали заведомо нездоровых людей.

"Гипотетически, такое вполне может быть: и повторная комиссия, и могут заново перепроверять тех, кто уже списан из армии по состоянию здоровья. Насколько это законно? Сейчас все возможно, много делается в "ручном режиме". Была когда-то, более ста лет назад, революционная целесообразность. Сейчас – военная целесообразность. На такие мелочи, как закон, внимания обращают все меньше. Надо – значит надо. Так и делают", – говорит Сергей Войченко.

Обмен данными

Единственно четкий и понятный пункт в проекте распоряжения "Об утверждении плана мер по устранению коррупционных рисков при выезде граждан Украины за пределы Украины в условиях правового режима военного положения" – "Предоставление уполномоченным должностным лицам Госпогранслужбы права доступа к Единому государственному реестру призывников, военнообязанных и резервистов".

"Это было сделано по инициативе Госпогранслужбы, для максимальной невозможности использования поддельных документов, которые гипотетически могут выдаваться ТЦК. Это не ужесточение правил, это не имеет никакого отношения к увеличению количества справок и других документов. Просто так удобнее. Сейчас в случае каких-то подозрений мы должны связываться с территориальными центрами, делать официальный запрос, уточнять – выдавался ли на самом деле такой документ, или нет. А в случае налаживания информационного обмена между базами данных Госпогранслужбы и Единого государственного реестра призывников и военнообязанных Министерства обороны пограничники смогут работать в онлайн-режиме: зашел в базу и все выяснил. Кстати, также можно будет уточнять сведения о других категориях граждан, которым можно выезжать за границу. Например, многодетных отцов: такие сведения также есть в военкоматах", – рассказывает "Апострофу" помощник председателя Государственной пограничной службы Украины Андрей Демченко.

Но, по его словам, когда заработает эта система доступа к данным ТЦК, непонятно: "Надо разработать критерии доступа военкоматов к нашим базам и наоборот: не вся информация может быть открыта. Необходимо пресечь возможные утечки информации. Прорабатываются технические возможности, тестируется необходимое программное обеспечение. Когда все будет готово, тогда система и заработает".

Надо отметить, что один из пунктов нового проекта Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции – "Нормирование процедуры выезда за пределы Украины водителей, перевозящих медицинские грузы и гуманитарную помощь для нужд ВСУ". То есть уже полтора года украинские волонтеры, мотающиеся по маршрутам "Украина – страны ЕС" работают в странном правовом поле: их деятельность толком не нормируется.

"Военный билет волонтерам для выезда не нужен. Необходим загранпаспорт, водительские права и куча разных справок. Регистрация в системе "Шлях" (она выдается военно-гражданской администрацией на срок от месяца до полгода, но основанием для выезда не является, так – рекомендация). Просьба на выезд от волонтерской организации, волонтерское удостоверение (которое вообще "филькина грамота"). Письмо от "донора" – ну, это к кому едешь за грузом. При этом ничего не гарантируется. В любой момент могут завернуть – все зависит от пункта пропуска, через который ты едешь, от смены, от настроения пограничников. На границе можно до пары суток стоять", – рассказывает "Апострофу" руководитель волонтерской организации "Реставратор" Николай Васильков.

Одним словом, НАПК в этой сфере еще работать и работать. Кстати, согласно заявлению агентства, размещенному на официальном сайте НАПК, они еще в 2022 году "провели тщательный анализ процессов пересечения границы, выявили ряд схем и коррупционных рисков, недостатки и пробелы в законодательном регулировании и предложили решение для их устранения". Результаты исследования были презентованы 26 октября прошлого года во время пресс-конференции "Выезд из Украины в условиях военного положения: как устранить коррупцию".

Прошло десять месяцев, ничего не происходило, но антикоррупционное агентство разродилось новым документом. Но никакой конкретики, общие слова. Которые (если их реализовать) могут только увеличить коррупционные риски.

Теги за темою
Корупція НАЗК
Джерело матеріала
loader
loader