Украинцы, получившие среднее образование на временно оккупированных территориях, смогут продолжить обучение в любом из подконтрольных официальному Киеву регионов. Верховная рада приняла во втором чтении соответствующий законопроект №9591 "О внесении изменений в некоторые законы Украины о признании результатов обучения лиц, проживающих на временно оккупированной территории Украины". Насколько будет действенным этот закон – выяснял "Апостроф".
Лучше позже, чем никогда
После аннексии в 2014 году Крыма и оккупации части Луганской и Донецкой областей доступ к украинскому образованию для молодежи, оставшейся на оккупированных территориях, был заблокирован. Уже более чем девять лет сотни тысяч украинских детей, проживающих в оккупации (только в Крыму на момент аннексии там получали образование около 210 тысяч учащихся общеобразовательных школ), вынуждены получать образование на территориях, подконтрольных Москве. Со всеми вытекающими последствиями, в первую очередь – языковыми и идеологическими.
Естественно, аттестаты о получении среднего образования, выданные на оккупированных территориях (которые сейчас, к сожалению, немного расширились), в Украине не котируются. И эта ситуация, в свете будущей деоккупации, вызывала до недавнего времени довольно много тревожных вопросов. В первую очередь, у правозащитных организаций, которые еще в августе подписали Обращение по обеспечению образовательных прав жителей временно оккупированных территорий Украины.
"Как сотни тысяч украинских граждан, живших в условиях оккупации, будут трудоустроены? Как они продолжат обучение и будут реинтегрироваться в образовательное, культурное и правовое пространство Украины без ключевых документов, подтверждающих их знания?", – задает в разговоре с "Апострофом" риторический вопрос исполнительный директор Украинской Хельсинской спилки по правам человека Александр Павличенко.
Принятый законопроект №9591 вводит механизм подтверждения знаний, которые молодежь вынужденно получала на временно оккупированных территориях. В частности, вводится система аттестации для признания результатов образования. Тут необходимо подчеркнуть – не самих документов об образовании, которые в Украине и других цивилизованных странах считаются "филькиной грамотой", а именно знаний. Это как по аналогии со временами Советского Союза, когда эмигрант с самым красным дипломом советского образца должен был подтвердить свои знания – потому что качество обучения в СССР было всем известно.
"Документ, конечно, немного запоздал. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Нам необходимо поддерживать фундамент для дальнейшего развития страны. Сколько молодых людей могут вернуться в Украину сейчас, какой это потенциал - точно неизвестно. Но молодежь из оккупированных территорий должна знать, что их ждут, что они нужны своей стране", – говорит "Апострофу" народный депутат, один из инициаторов законопроекта Олег Бондаренко.
Было бы желание
Как именно будет проходить аттестация – точно пока неизвестно.
"Мы приняли закон, а после его подписания президентом правительство должно будет наработать нормативные акты и все расписать досконально", – говорит Олег Бондаренко.
По мнению Александра Павличенко, аттестация выпускников средних школ, получивших образование на оккупированных территориях, будет сродни обычной переквалификации.
"Молодые люди будут подтверждать свой образовательный уровень, при этом, скорее всего, для них сделают какие-то льготы. Например, если государственная итоговая аттестация проводится в конце учебного года, то для выпускников из временно оккупированных территорий она может проводиться отдельным порядком. Ну вот вырвался человек из оккупированных территорий только летом – надо же идти навстречу. В любом случае все это надо доработать", – говорит Александр Павличенко.
Тут возникает резонный вопрос. После 2014 года многие украинские семьи покинули оккупированные территории, в том числе для того, чтобы их дети смогли получить достойное образование, учиться в украинских вузах. Одним словом те, кто хотел, уже давно выехали, а кто остался – давно заражен бациллой "русского мира" и учиться в Украине вряд ли захочет.
"На самом деле украинская молодежь, находящаяся в оккупации, прекрасно понимает, за какой страной будущее. Если они получат украинское образование, для них будет открыт весь мир. Особенно, учитывая перспективы вступления нашей страны в ЕС. У Украины есть привлекательное будущее. У россии – нет никакого. И этот законопроект значительно облегчает возможность получения нормального образования. До этого ведь даже никакой аттестации не подразумевалось", – говорит "Апострофу" политолог Тарас Загородний.
По его убеждению, никаких особых проблем с аттестацией у молодых людей, приехавших из оккупированных территорий, возникнуть не должно.
"Есть интернет. Если есть желание, то какие проблемы? Я недавно общался с 19-летней девушкой, она десять лет жила в Крыму, приехала и поступила в Острожскую академию, которая пятая в украинском рейтинге классических университетов. Выучить, подтянуть украинский язык, даже если живешь в условиях "русского мира" – не вопрос. Приехать в Украину – тоже не проблема. Поехать сначала в россию, оттуда в Грузию или Молдову, и затем – в Украину. Еще раз говорю – было бы желание. А государство идет навстречу", – говорит Тарас Загородний.
Впрочем, выпускники школ из временного оккупированных территорий смогут учиться все-таки не везде.
"Мы прекрасно осознаем, что молодой человек какое-то время учился в условиях российской оккупации. Так что мало ли… Будут действовать определенные ограничения. Например, на поступления в военные вузы, или в ряд технических университетов. На те специальности, которые могут интересовать страну-агрессора", – говорит инициатор законопроекта Олег Бондаренко.
Но все равно – лед, как говорится, тронулся. Теперь до наступления нового учебного года правительству необходимо четко разработать порядок аттестации для талантливой молодежи из временно оккупированных территорий.