Мобилизация по-новому в Украине: юрист объяснила главные нюансы законопроекта/Юрист Катерина Анищенко разъяснила главные нормы нашумевшего законопроекта
Мобилизация по-новому в Украине: юрист объяснила главные нюансы законопроекта/Юрист Катерина Анищенко разъяснила главные нормы нашумевшего законопроекта

Мобилизация по-новому в Украине: юрист объяснила главные нюансы законопроекта/Юрист Катерина Анищенко разъяснила главные нормы нашумевшего законопроекта

Новый проект закона о мобилизации вызвал шквал эмоций в обществе. Очевидно, что это не окончательный вариант, и законопроект будет дополнен разными правками. Однако уже сейчас наиболее резонансные его нормы привели к огромным очередям среди украинцев за рубежом (мужчины штурмуют консульства, чтобы получить новые загранпаспорта), а внутри страны мужчины начали снимать средства со своих банковских счетов, что обусловило обвал курса гривны. Что на самом деле предлагает мобилизационный законопроект, какие нормы необходимы, а к каким много вопросы - в эфире Апостроф TV рассказала юрист и адвокат, член Национальной ассоциации адвокатов Украины Екатерина Анищенко.

- Как оцениваете документ в целом, и насколько он назрел в нашем обществе?

- Документ однозначно назрел, поскольку мы видим очень много нарушений прав граждан, которых принудительно мобилизуют – заталкивают в автомобили и принудительно везут в ТЦК.

Но говорить, что он будет четко регламентировать порядок мобилизации и будет выполняться на территории Украины - очень сложно, как и делать вообще прогнозы. Этим законопроектом предусматриваются изменения в ряд действующих законов в Украине. В частности, это Кодекс законов о труде, Закон Украины о мобилизации и военной службе и даже Закон Украины о местном самоуправлении. Поэтому усовершенствовать его и внедрить в жизнь будет очень сложно, потому что потребуется не только финансирование со стороны государства, но и вообще урегулирования некоторых базовых вопросов.

Изучив этот законопроект, я понимаю, что вопросы существенно он не решит, а наоборот, возможно увеличит их количество. К примеру, к существенным изменениям, предусматриваемым законопроектом, можно отнести возможность вручения повестки только работником полиции. То есть полицейский останавливает автомобиль и вручает повестку. И это будет законно.

– Этот законопроект также предлагает электронные повестки через определенный электронный документ или электронную почту. Как может происходить этот механизм призыва, насколько он прозрачен и понятен?

- В случае принятия законопроекта предусмотрена обязанность военнообязанного зарегистрироваться и сделать единый кабинет призывника. Туда вносится вся информация, в том числе номер телефона и электронная почта, которая будет иметь официальный характер. И считается, что в дальнейшем именно в электронный кабинет призывника будет направляться повестка и возлагаться обязанность на военнообязанного явиться по этой повестке.

Что касается прозрачности, то возникает вопрос предоставления информации, поскольку вся обязанность по предоставлению информации возлагается на лицо, которое будет регистрироваться в кабинете. К примеру, номера телефонов продаются в свободном доступе и не привязаны к физическому лицу. Если лицо изменит данные, то какая на него возлагается ответственность. Я как юрист сейчас вижу только админответственность.

Так будет ли это каким-то образом побуждать к прозрачности получения повестки – вопрос остается открытым.

Так же с электронной почтой. Давайте говорить откровенно – не у всех даже есть возможность доступа к смартфону, не говоря уже об электронной почте. Как люди с кнопочными телефонами будут вносить эти данные – это большой вопрос, который пока не урегулирован.

- Кроме того, правительство предлагает парламентариям наложить ряд ограничений на граждан, не выполнивших обязанности по мобилизационной подготовке и мобилизации. В частности, для нарушителей правил военного учета хотят повысить штрафы. Фактически это речь о санкциях, которые могут быть наложены на тех, кто так или иначе пытается уклониться от военной службы или не стать на военный учет.

- Указанным законопроектом предусмотрена возможность не только административного взыскания в виде штрафа, но и внесения в реестр должников, запрет на управление транспортным средством, запрещение заключать любые кредитные отношения. По сути, такие же ограничения у нас сейчас существуют для должников по алиментам. И теперь такое же отношение будет к уклоняющимся.

- Будет ли это побуждать людей явиться в военкоматы?

– На сто процентов говорить и прогнозировать это мы не можем. Законопроектом предлагается, что эти ограничения будут сняты только после того, как лицо военнообязанного возраста придет в военкомат, заплатит штраф за то, что не появился вовремя и только после этого начальником ТЦК будут рассматриваться вопросы снятия этих ограничений.

Опять же, если сравнивать с должниками в исполнительном производстве, то для того чтобы снять ограничения, нужен определенный перечень времени.

Плюс этими ограничениями всех в обязательном порядке побуждают становиться на военный учет. При этом даст ли это весомую помощь нашим Вооруженным силам - вопрос остается открытым.

- Закон также предлагает расширить возраст призыва и очень остро обсуждается сегодня история для лиц с инвалидностью третьей группы.

– Кто такие лица с третьей группой инвалидности? Например, те, кто не видит на один глаз, имеет проблемы со слухом, или же люди, у которых одна нога короче, другая длиннее и т.д. Будет ли это надлежащей помощью для защитников, которые на такого человека будут рассчитывать, даже несмотря на то, что указанным законопроектом предлагается хорошая подготовка военнообязанных?

Если бы в этом законопроекте был более широк рассмотрен вопрос прохождения обучения, например, лицо с физическими недостатками не может быть на передовом и держать оружие в руках, но может быть классным наводчиком или управлять дроном – это было бы действительно классно. Такой законопроект усилил бы наши Вооруженные силы и позволил бы находящимся на фронте военнослужащим получить хороший тыл. Но законопроект не раскрывает этот вопрос.

Возвращаясь к лицам третьей группы, если бы была возможность людям с физическими недостатками получать те или иные должности - это был бы классный законопроект, который сохраняет права всех граждан Украины. Но указанным законопроектом такой возможности нет. Возможно, будут внесены изменения.

Что касается обязательного прохождения обучения – то это действительно классно. Но как бы то ни было, законопроект вносит изменения в ряд законов. И сказать как они будут работать в наших реалиях – никто не знает. Прогнозировать очень сложно.

– Много наших военных почти два года на линии фронта. Для них вопрос если не демобилизации, то ротации - стоит очень остро. Дает ли этот законопроект ответ на эти вопросы?

- Вопрос отпусков не урегулирован, вопрос ротации не урегулирован. Я хорошо понимаю, почему наш главнокомандующий предлагает новых лиц, которые могли бы заменить тех, кто сейчас на фронте. Защитники устали. Общаясь с ними и их семьями каждый день, я понимаю, что много наших защитников не имеет возможности увидеть свои семьи. И нужно, чтобы кто-то их заменил.

Три года, которые предлагается на демобилизацию в законопроекте – это очень много.

И если бы была более весомая социальная поддержка со стороны государства, то я не исключаю, что желающих защищать страну у нас было бы гораздо больше.

– Какой термин вы считаете оптимальным? 24 или 18 месяцев?

- Я не являюсь военным аналитиком. Живу верой в ВСУ и нашей победой. Но говорить о каких то сроках для военных? Как человек я хочу сказать, как можно скорее. И это бы на 100 процентов мотивировало бы наших защитников. Но я понимаю, что есть обстоятельства, о которых мы не можем говорить и которые известны только главнокомандующему. Поэтому говорить о каких-либо сроках не могу.

- И о мужчинах, которые по тем или иным обстоятельствам или возможностям оказались за границей. Были разные разговоры. Но что делать с этими людьми? Что предлагает по ним этот проект закона?

– Предложения в законопроекте есть. В частности, предлагается консульским учреждениям вручать повестки для мужчин, выехавших за границу по тем или иным основаниям. Но давайте будем честно говорить – те, кто стоит на консульском учете, находятся там на официальных основаниях, и соответственно получают помощь, находясь в статусе как лицо, сбежавшее от войны, или в другом статусе.

Но есть множество наших граждан, которые не находятся в каком-либо статусе – и отследить их местонахождение невозможно.

Указанным законопроектом предусматривается возможность вручения повестки, соответственно, возложение обязанности как на гражданина Украины стать на военный учет. При этом каких-либо вопросов о принудительном возвращении граждан из-за границы на территорию их гражданства – этот законопроект не регламентирует.

Однако еще с 17 апреля 2022 года в стенах парламента лежит законопроект, в котором предусмотрена возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, не вернувшихся из-за границы на территорию Украины во время военных действий.

– Также мы знаем о цифре в полмиллиона людей. Понятно ли из законопроекта, что это будет за армия? Какие, возможно, новые категории государственных служащих будут призваны, в частности, структуры правоохранительных органов?

- Законопроект предлагает только бронирование для госслужащих категорий А и Б. Для силовых структур предлагается невозможность предоставления отсрочки от мобилизации. В частности, работники УБЭП и органы прокуратуры могут быть принудительно мобилизованы. И вообще указанным законопроектом уменьшены основания для освобождения от мобилизации.

Кстати, отдельно хочу обратить внимание на категорию женщин. Обращаю внимание, что указанным законопроектом предусматривается возможность мобилизации женщин только с их добровольного согласия. Постановка на военный учет для медиков и фармацевтов обязательна с 1 октября 2023 года, но принудительная мобилизация – только по добровольному согласию.

Теги за темою
Україна Законопроект
Джерело матеріала
loader
loader