Китайская Народная Республика (КНР) с начала широкомасштабной агрессии России против Украины сохраняет весьма условный нейтралитет. С одной стороны – закупая у РФ по дешевке энергоресурсы, наводнив ее рынок своими товарами, с другой – периодически призывая к миру, но в весьма туманных формулировках. Сейчас Пекин вновь усилил дипломатическую активность в ракурсе переговоров, что, впрочем, рассматривается Западом как подыгрывание стране-агрессору. Что можно сказать о китайской игре вокруг российско-украинской войны? Имеет ли КНР виды на ослабленную РФ? Издание "Комментарии" с этими вопросами обратилось к экспертам.
Китай. Фото: из открытых источников
У КНР есть территориальные амбиции
Политэксперт, кандидат политических наук, историк Александр Палий рассуждает так:
По словам эксперта, КНР точно получает бонусы от ослабления РФ. С прицелом на территориальную экспансию, которая рано или поздно случится касательно китайских земель, незаконно оккупированных Россией в 19 веке.
Следует также понимать, акцентирует он, что КНР показал, что обладает мощной экономической силой, а также способен играть конструктивную роль в разных ситуациях.
Такое впечатление, что КНР сейчас находится на распутье
По мнению кандидата политических наук, политолога Алексея Якубина, вторая попытка КНР взяться за миротворческий процесс между Украиной и Россией, продиктована несколькими вещами.
Во-первых, КНР всё еще считает опасной для себя дальнейшую эскалацию, в особенности — экономические санкции.
Во-вторых, другие страны Глобального Юга смотрят на КНР (вторая экономика мира) и ждут неких миротворческих усилий. Отсюда дополнительная активность, считает Алексей Якубин.
В-третьих, на данный момент Китай пытается сформировать собственную стратегию в ракурсе российско-украинской войны.
Он подчеркивает, что Китай видит – риски растут, война имеет глобальные последствия. Но, желая скорейшего ее окончания, не хочет катастрофического проигрыша России, краха ее политического режима.
Этой весной, продолжает он, анонсирован Глобальный саммит по украинской формуле мира. И до сих пор не ясно, будет ли там участвовать Китай, который выходит сейчас со своими предложениями.