29 марта Stella Art Foundation открывает выставку «О всех вещах, там обитающих» под кураторством Алексея Корси, на которой представлены работы Нины Котел, Александры Митлянской и Евгении Соломатиной — всего более 50 произведений, впервые показанных публично. Экспозиция включает работы из фотографической серии «И это тоже пройдет» Евгении Соломатиной, медитативно-статичные видео Александры Митлянской (включая копию работы из собрания ГМИИ им. Пушкина) и новую серию произведений Нины Котел, в том числе специально созданный для главного зала пространства Фонда колоссальный свиток длиной 25 метров.
В качестве эпиграфа выставки выбрано стихотворение Генриха Гейне, посвященное учителю поэта, великому философу немецкого идеализма Гегелю, которое в добродушной манере высмеивает грандиозную амбицию мыслителя привести жизнь к логическому и четкому порядку:
«Фрагментарность вселенной мне что-то не нравится.
Придется к ученому немцу отправиться.
Короткий расчет у него с бытием;
К разумному все приведя сочетанию,
Он старым шлафроком и прочим тряпьем
Прорехи заштопает у мироздания».
Художницы выставки разделяют тонкую иронию произведения поэта, отражая в своих творениях личное видение сложных, практически интимных отношений человека с прорехами в рациональной картине мира, а также объектов, предназначенных заполнить этот вакуум в восприятии, с трудом поддающийся логике.
Объектив камеры Евгении Соломатиной направлен несколько в сторону и по касательной по отношению к объекту фотографического интереса. Фотографии художницы напоминают стоп-кадры кинофильма, застывшие в момент смены планов. Они больше фокусируются на пустоте между объектами, чем на конкретных предметах. Отражение света на стене в номере отеля, случайный взгляд на хрупкую ключицу, щель между шторой и подоконником, бурлящая рябь воды — эти мимолетные, подвижные, фрагментарные образы поддерживают целостность нашего опыта проживания повседневности.
Героев работ Нины Котел мы можем встретить в среде их естественного обитания — в глубине нижнего ящика комода, в дальнем углу верхней полки, внутри забытой на антресолях коробки. В каком-то смысле окружающее пространство — это не только то, что снаружи или внутри, но также неустранимый остаток между. Именно в этих «не-местах» скапливаются предметы, утратившие первоначальную функцию: осколок стекла, бусинка, потертая игрушка, деревянный шарик и другие. Все вместе эти памятные вещи соединяются в полезный сентиментальный слой, питающий и поддерживающий личную историю.
Направленный в пустоту пейзажа объектив камеры Александры Митлянской фиксирует мир непредвзято и холодно. Эдмунд Берк, в своем эссе «О возвышенном и красоте» сравнивает пейзаж с пустотой, используя понятие «возвышенного ужаса». Можно сказать, что пейзаж для Берка — это дыра, из которой на остолбеневшего путника смотрит глаз возвышенного. Статичная камера Александры Митлянской возвращает этот взгляд. Примеряя на себя точку зрения механического, неподвижного глаза, зритель открывает для себя волшебство движения жизни в пустоте застывшего пейзажа.
Выставка «О всех вещах, там обитающих» работает с 29 марта по 26 мая 2024 года по адресу: Москва, 1-й Красногвардейский пр-д, д. 15, 2-й этаж башни «Меркурий».
Фото: архив пресс-служб