Какой может быть американская Стратегия.
Вечером 20 апреля нижняя палата Конгресса США - Палата представителей - после нескольких месяцев дискуссий проголосовала за законопроект, предусматривающий более 60 млрд долларов поддержки для Украины.
Одно из нововведений - утверждение стратегии для Украины.
Не позднее чем через 45 дней после того, как закон вступит в силу, государственный секретарь и министр обороны США должны представить стратегию по поддержке Соединенными Штатами Украины против агрессии со стороны Российской Федерации.
22 апреля помощник государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии Джеймс О'Брайен обозначил, что может содержать в себе стратегия победы Украины.
По мнению О'Брайена, одним из первых шагов этой стратегии может быть стабилизация восточного фронта, что частично зависит от артиллерии, другого вооружения и создания укреплений.
Другими мерами могут стать мобилизация и противодействие РФ в Черном море.
"Украина должна убедиться, что у нее есть люди, необходимые для борьбы.
Поэтому этот законопроект о мобилизации, который проходит через Раду, является очень важным.
Это сейчас важнейшие элементы", - сказал помощник Блинкена.
Во внешней политике ключевыми моментами года могут стать, по его мнению, начало переговоров о вступлении в ЕС, а также установление "моста, своего рода четкого пути к членству в НАТО" после того, как Украина проведет еще ряд реформ.
"Итак, до конца этого года, если Украина будет воевать так, как она может, воевать обещанным оружием, и если будет прогресс в этих двух элементах глобального позиционирования, как ЕС и НАТО, то Украина сможет победить, независимо от того, что решит сделать Путин.
И я думаю, что это путь вперед",- отметил Джеймс О'Брайен.
Даг Кляйн, политический аналитик фонда Razom и сотрудник Евразийского центра Атлантического Совета в разговоре с Голосом Америки говорит, что стратегия должна быть многолетней, разрабатываться с конкретными и достижимыми целями и определять приоритеты интересов национальной безопасности Соединенных Штатов.
Она должна включать показатели, которые будут измерять прогресс в достижении этих целей, в частности сколько средств она потребует на каждый фискальный год.
Законопроект обеспечивает гибкость для администрации президента и дает возможность определенную информацию держать засекреченной.
"Администрации не нужно заявлять: "Мы дадим этой бригаде 10 танков и 12 ATACMS, чтобы вывести из строя конкретную военную базу.
Такого требования нет",- объясняет эксперт.
Как напоминает журналист Орест Сохар в своем Telegram, ранее Белый дом старательно избегал озвучивания каких-либо стратегий, не имея, с одной стороны, никаких ограничений в объеме поддержки, с другой - фактически дозируя поставки в зависимости от своих скрытых задач, не декларируя целей.
"Киеву важно узнать, насколько осмелел американский лидер на третий год войны.
Его стратегией последних двух лет было выделять помощь в последний/критический момент, а внутренние страхи Белого дома осенью 2022 года вообще привели к параличу осеннего наступления ВСУ.
Если этот паттерн поведения остается в арсенале Байдена, то Путину можно не бояться поражения еще долгое время",- пишет эксперт.
Что изменится для Украины.
Как отмечает Даг Кляйн, пункт о разработке стратегии победы Украины принуждает администрацию Байдена к более проактивной позиции в отношении Украины и требует четче определить свои цели, говорит Кляйн.
Он напоминает, что Белый дом критиковали за сдержанность, с которой Соединенные Штаты поддерживают Украину.
С одной стороны, напоминает эксперт, Соединенные Штаты оказали историческую поддержку Украине в течение этого полномасштабного вторжения, но с другой, этого было недостаточно, чтобы Украина победила.
"Это было недостаточно вовремя.
Это были не те вещи, - надлежащая материальная и военная помощь, - которые были нужны.
Если бы мы помогали Украине победить, мы бы поступили иначе.
И это попытка научиться на сделанных ошибках и получить правильную поддержку для Украины, чтобы Украина не просто выжила, а победила", - рассуждает Кляйн.
В свою очередь, Орест Сохар пишет, что "план Байдена" пока для всех загадка, но после "украинского" голосования в Конгрессе контуры стратегии пытаются очертить многие западные медиа.
"Вот интересная публикация появилась в Bloomberg: еще в прошлом году Украина могла вернуть все оккупированные Россией территории, однако распри в Конгрессе разрушили эти ожидания; сейчас необходима новая и последовательная стратегия прекращения войны, конечной целью которой должно стать урегулирование",- пишет аналитик.
Он подчеркивает, что переговоры об урегулировании должны состояться тогда, когда Кремль поймет, что продолжение войны больше ничего не даст, и когда Украина уже создаст систему сдерживания от любого возобновления боевых действий.
"Нынешний - даже такой большой пакет американской помощи - не обеспечит декларируемой цели.
Однако эти деньги могут дать Украине год передышки, чтобы восстановить свою оборону.
Для этого следует доставить на передовую крайне необходимые артиллерийские снаряды, стабилизировав украинскую линию фронта",- пишет Сохар.
Если все пойдет хорошо, отмечает эксперт, то Киев сможет использовать это время для перегруппировки, пополнения личного состава, средств противовоздушной обороны и дальнобойной артиллерии, а также получить на вооружение самолеты F-16 и другую высокотехнологичную технику, необходимую для создания надежного, долгосрочного сдерживания от будущих нападений.
"Это действительно важный вопрос: каким мир видит завершение российской войны в Украине.
До последнего времени западные демократии пытались переложить всю ответственность за результаты кампании на Украину, но сейчас так легко пропетлять уже не удастся.
Поэтому сперва послушаем Байдена, далее - всех остальных",- приходит к выводу эксперт.
Украинский военный эксперт Николай Белесков на страницах Атлантического совета также напоминает, что страх перед эскалацией дорого стоил и Украине, и Западу.
Украина несла ненужные потери, а для Запада выросла цена поддержки.
"Когда силы вторжения Путина были самыми слабыми в 2022 году, Украина была лишена поддержки, необходимой для прорыва уязвимых российских оборонительных линий на юге.
Когда партнеры Киева согласились создать необходимые наступательные силы, было уже поздно; Москва мобилизовала дополнительно 300 тысяч войска и укрепила линию фронта", - говорит эксперт.
Как отмечает Белесков, политики в Европе и США теперь должны решить, хотят ли они продолжать эту проигрышную стратегию, или наконец решить, что они хотят победы Украины.
"Если Украине не дадут инструментов для победы над Россией на поле боя, Путин одержит историческую победу, которая изменит климат международной безопасности.
Если это произойдет, сегодняшний упор на избежание эскалации будет рассматриваться как самая большая геополитическая ошибка со времен политики умиротворения 1930-х годов", - предупреждает украинский эксперт.
Валерия Шипуля.