В этот день, 15 июня 1936 года состоялась презентация знаменитой микролитражки Fiat 500. Этот автомобиль стал первым успехом молодого, талантливого инженера Данте Джакози, впоследствии прославленного конструктора.
Дабы не отпугнуть покупателей от новинки Джакози решил, что эта машина, пусть и маленькая, должна иметь дизайн в привычном для публики стиле автомобилей более высокого класса тех лет. Была выбрана и соответствующая компоновка – классическая, с мотором спереди и приводом на задние колеса. При таком подходе добиться минимальных размеров автомобиля было непросто.
На вулицях Києва, фото Леоніда Гоголєва
Так, одной из задач было уменьшить длину моторного отсека, а значит и двигателя. Но конструктор был категорически против применения двухцилиндрового агрегата-«воздушника», столь популярного на других автомобилях-малютках того времени. Ведь тот был хотя и компактный, но шумный и недостаточно уравновешенный в работе.
Данте решил поставить другой мотор – 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, но при этом миниатюрный. Длина его составляла всего 38 см. А радиатор конструктор пристроил не впереди, а позади двигателя, прямо над сцеплением и коробкой передач. Более того, этот мотор был вынесен далеко за переднюю ось, что позволило сократить колесную базу до двух метров.
Пассажирский салон тоже был коротким. Сидений в нем всего было два. Причем ноги пассажиров упирались в перегородку у радиатора, а над их коленями нависал бензобак. Правда, позади сидений имелся миниатюрный багажник, в котором можно было оборудовать одно, а то и два детских места. В итоге общая длина машины составила лишь 3215 мм.
На вулицях Києва, фото Леоніда Гоголєва
Небольшой была и ширина автомобиля – 1275 мм. Так что пассажиры на тесных сиденьях упирались плечами друг в друга. При этом двери были очень тонкими, из плоских металлических панелей. И изнутри их не торчало никаких ручек стеклоподъемников, которые давили бы людям на бока. Вместо этого стекла дверей просто сделали раздвижными.
Автомобиль, который привлекал экономичностью (6,0 л на 100 км) и главным образом невысокой ценой, быстро завоевал популярность. Моторчик рабочим объемом 569 см куб. развивал всего 13 л. с. но при этом позволял достигать скорости 85 км/ч.
Розвізний фургон на базі Fiat 500. На вулицях Києва, фото Леоніда Гоголєва
Эта юркая симпатичная на вид машина получила прозвище Topolino (итал. «мышонок»), которая позже стала часть официального название модели. В 1937 году появился усовершенствованная модель – Fiat 500A. Она имела двигатель уже в 14 л. с. и главное – новую раму и левый руль вместо правого. Кроме того, автомобиль получил бампер, который раньше считали излишеством. Всего до 1947 года в Италии было выпущено 122 тыс. машин семейства Fiat 500. Некоторое количество из них – от дизайнерского ателье Garavini – получили модную, заостренную решетку радиатора. А еще 15 тыс. автомобилей произвели на предприятиях во Франции и Германии.
Fiat 500 від кузовного ател’є Garavinі. На вулицях Києва, фото Леоніда Гоголєва