Действительно ли мир распадается на два полюса?
Действительно ли мир распадается на два полюса?

Действительно ли мир распадается на два полюса?

После Саммита мира появилось немало карт, на которых окрашены страны, подписавшие или не подписавшие коммюнике. Карты – это хорошо. Плохо, что к картам появилось немало комментариев, утверждающих, что мир окончательно поделился на две группы стран, следовательно, мы приближаемся к мировой войне. Вот он, черно-белый свет! – выкрикивают комментаторы, – окончательно оформился, с одной стороны наши хорошие, с другой стороны не наши поганцы.

Если бы Путин и Си Цзиньпин читали такие комментарии, они бы очень радовались, потому что это и есть картина мира, которую они пытаются навязать всей планете. Специально для этого они изобрели и ввели термин «Глобальное большинство» – такой же некорректный, как и «Глобальный Юг», но с подчеркиванием, что они объединяют 7 миллиардов человек против восьмого «золотого миллиарда». Именно так толкуют карты наши комментаторы.

Давайте не будем делать подарков Путину и Си и не будем безусловно принимать их нарратив, а попробуем разобраться. Ведь мечта любого авторитарного режима, равно как гопников или рэкетиров, – это некритическое принятие людьми их нарративов. Начну с того, что каждая страна руководствуется в международной политике, прежде всего, собственными интересами. Есть и другие факторы, в том числе ценностные, но, прежде всего, интересы.

Мировое расписание состоит в том, что есть группа стран (назовем их условно «Запад», хотя туда входит, например, Австралия), которые имеют ренту развития – они в свое время уложились в достижение более высокого уровня развития, и эта инвестиция помогает им ныне снимать сливки. Эти страны заинтересованы, прежде всего, в сохранении статус-кво.

И есть страна, равновеликая всему Западу, которая хочет изменить этот статус-кво, занять место гегемона, снимающего мировую ренту. Вы уже догадались, что это – Китай. Китай питается как объективными потребностями своего развития (потому что он в значительной степени еще беден и отстал), так и субъективными факторами: традиционными мифами о собственном превосходстве, образами прошлых веков и ресентиментом.

Следовательно, есть те, кто хочет сохранить статус-кво и те, кто хочет его изменить. Но действительно ли мир распадается на две категории? Очевидно, нет, потому что есть множество стран, которым противостояние между старым гегемоном и новым претендентом не обещает никаких выигрышей и ничего хорошего не несет. А это 70% населения мира. Индия, Индонезия, Бразилия, Мексика, арабский мир, Африка и другие ничего не выиграют ни от продолжения западного доминирования, ни от введения китайского доминирования.

У них свои, собственные интересы, часто тактические: уберечься от участия в опасном противостоянии гегемонов и при этом что-то выторговать для себя, может быть, даже с обеих сторон. Улучшить свое собственное положение в своем регионе. Воспользоваться порядком и хаосом для своей игры. Или им просто все равно. Все еще сложнее. Китай хочет доминировать в мировой политике, но так, чтобы сохранилось высокое благосостояние США и Европы и свободная торговля с ними – от этого зависит китайская экономика. Активнее ссориться с Западом и вместе с тем активнее торговать с ним – так выглядит китайская политика.

Китаю очень не нравится формирование мировой антироссийской коалиции под руководством США. Вот почему столько усилий было потрачено на срыв Саммита мира, сокращение представительства на нем и размывание итогов.

Страны, не приехавшие на Саммит или не подписавшие коммюнике, руководствовались своими собственными интересами: поторговаться со сторонами, чтобы получить что-то для себя, в идеале из двух рук. Или просто не зажечься в этой истории, чтобы сохранить свободу маневра на будущее. Умная обезьяна не вмешивается в драку льва с леопардом, но подбирает падаль за обоими.

Где в этой схеме Россия? А ее интересы никому не интересны, равно как и интересы Украины. Китай, например, использует шанс сделать Россию максимально зависимой (в перспективе взять контроль над ее ресурсами и уж точно вернуть себе то, что считает историческими землями), а пока покупает российские ресурсы за бесценок. Африке, Южной Азии, Латинской Америке в Россию преимущественно плевать. Кто-то мечтает недорого получить российские технологии, другим требуются редкие ресурсы. В этой игре каждый сам за себя. (Подумайте, какой была бы политика Украины в случае нападения Венесуэлы на Гайану, ну или Ирака на Кувейт.)

Что касается Украины, то ее вне Западного мира вообще не воспринимают как субъекта с собственными интересами. Кто-то купился на российский нарратив, что Украина только площадка, на которой НАТО воюет с Россией. Кто-то считает, что большие страны имеют право на зоны исключительных интересов.

Многие бывшие колонии воспринимают Украину как союзника США и Европы, то есть плохих колониалистов, тогда как РФ является правопреемницей СССР – хороших антиколониалистов. Итак, Украина является другом зла и врагом добра, то есть злом в чистом виде. (Не могу удержаться от замечания, что куда заводят взгляды на мир как на черно-белый, двухполярный.)

Как можно изменить ситуацию? Активно продвигая антиколониальную повестку дня на международных площадках. Россия является последней великой колониальной империей, которая должна быть деколонизирована. Это ключ к взаимопониманию с десятками стран мира, которые сами сравнительно недавно являлись колониями.

Джерело матеріала
loader
loader