Несколько десятилетий Сирией правил клан Асадов.
После его свержения страна оказалась на распутье.
Лидер победившей Асада коалиции группировок во главе с Хайят Тахрир аш-Шам Абу Мохаммед аль-Джулани, обещает объединить страну, но сейчас неясно, сможет ли он достичь этой цели.
Объединение страны.
Это наиболее благоприятный из сценариев: ХТШ позволяет другим политическим силам вместе с ней ответственно править страной, Сирия встает на путь национального примирения и, в отличие от некоторых других стран региона, избегает нового витка взаимной мести, убийств, грабежей и новой войны.
Аль-Джулани пока призывает сирийские группировки к единству и взаимоуважению.
Но группировок много, и они преследуют разные цели.
Племенные вооруженные группировки на юге Сирии никогда не признавали власть клана Асадов и вряд ли захотят подчиняться новой власти в Дамаске.
На юге все еще действуют и представляют угрозу остатки так называемого Исламского государства.
Курдские формирования, при поддержке Соединенных Штатов, контролируют территории на северо-востоке страны.
Эти формирования воевали с сирийскими группировками, которые поддерживает Турция, и в последние дни там снова начались бои.
Пока неясно, вернутся ли эти деятели и организации в Сирию и примут ли участие в каком-то процессе политического транзита.
Сирийско-швейцарский политолог, профессор Лозаннского университета Йозеф Дахер, как и другие эксперты, считает на данный момент маловероятным, чтобы сирийские группировки мирно и дружно начали править страной, поделив и децентрализовав власть после свободных выборов.
Новая диктатура.
Многие опасаются, что ХТШ постарается, как режим Асада, сосредоточить власть в своих руках авторитарными методами.
Группировка уже правит в Идлибе — провинции на северо-западе Сирии, которая до конца оставалась под контролем повстанцев и где живут около четырех миллионов человек, в том числе бежавшие из других провинций страны.
Гражданским управлением Идлибом занимается правительство национального спасения, и параллельно там действует религиозный совет, который руководствуется нормами шариата.
В Идлибе Аль-Джулани постарался показать, что ХТШ может быть эффективной властью, обеспечивающей стабильность и функционирование государственных услуг.
Однако власть над Идлибом эта группировка получила, вытеснив на обочину соперников из других вооруженных формирований и подавив несогласных.
Незадолго до начала наступления 27 ноября в Идлибе вспыхнули протесты против авторитарных методов ХТШ.
Протестовали и исламские фундаменталисты, и гражданские активисты.
Гражданская война.
В худшем случае Сирия снова утонет в кровавом хаосе, как это случилось в некоторых других странах после арабской весны.
Когда были свергнуты правители Ливии и Ирака, Муаммар Каддафи и Саддам Хусейн, оказалось, что готовой замены им нет.
Иностранное вмешательство, которое позволило их свергнуть, привело к катастрофическим последствиям.
Вакуум власти заполнила волна грабежей, убийств, беззакония и гражданской войны.
В Сирии борьба за власть между разными вооруженными группировками может привести к новому большому кровопролитию и дополнительно дестабилизировать не только саму Сирию, но и весь регион.