Виталий Бала. Без разрешения Китая война не закончится
Война в Украине продолжается более 3 лет, и, несмотря на значительную поддержку со стороны Запада, конца конфликта пока не видно. Министр финансов США Скотт Бессент недавно заявил, что война может закончиться через 2–3 месяца, если Европа введет жесткие пошлины на покупателей российской нефти. Это заявление было сделано на фоне уже действующих дополнительных пошлин, которые США ввели против Индии за ее торговлю с РФ, что привело к ухудшению двусторонних отношений. В то же время, Европейский Союз и Великобритания не спешат вводить санкции против Индии и Китая, которые являются крупнейшими покупателями российского энергетического сырья.
Интернет-издание From-UA обратилось за комментарием по поводу этой ситуации к политтехнологу, директору Агентства моделирования ситуаций Виталию Бале:
– Каждая страна имеет свои национальные интересы, и мы должны осознать, что не все вращается вокруг Украины и войны. Мир гораздо больше, хотя, безусловно, в первую очередь это затрагивает Европу. Великобритания вообще находится не на континентальной Европе, поэтому ее это точно меньше беспокоит. Несмотря на это, она является одним из лидеров, наряду с Францией и Германией, по поддержке Украины. Это во-первых.
Во-вторых, когда Дональд Трамп заявил, что не введет санкции, если страны не перестанут покупать российскую нефть, он, по сути, хочет, чтобы эти санкции в отношении Китая и Индии ввела Европа. Таким образом он пытается избежать принятия решения самостоятельно, перекладывая ответственность. На самом деле, этот вопрос о введении санкций против Китая или Индии якобы должен быть согласован и поддержан всеми. Но то, что вводит Европа, США при Трампе не делают. Это еще раз демонстрирует, что Трамп просто ищет вариант выхода из ситуации, чтобы сказать: «Я не ввел санкции против России, потому что они не захотели». Мол, сначала ты прими санкции, а потом уже говори: «Давайте, теперь вы принимайте». Такое его поведение в очередной раз свидетельствует о том, что он не хочет вводить никаких серьезных санкций против России или против Путина.
Насколько это поможет или не поможет? На самом деле, это уже помогает, ведь что бы там ни заявляли россияне, санкции влияют на экономику РФ. Да, она переориентировалась. Если до 2022 года Индия покупала примерно 7% российской нефти, то сейчас это уже около 37-38%. В целом за 2024 год 35% всей нефти, в которой нуждалась Индия, составило российское топливо на сумму $131 миллиард. Это на самом деле очень много. Китай покупает еще немного больше. Это понятно. Но с другой стороны, Индия переоборудовала свои нефтеперерабатывающие заводы именно под качество российской нефти. То есть вопрос отказа Индии от российской нефти вызовет как экономические, так и определенные политические движения. Поэтому, когда я говорю, что нужно осознавать, что в каждой стране есть национальные интересы, то нужно именно от этого и исходить, а не говорить, что «все вокруг плохие».
Индия с Россией и СССР имела прекрасные отношения, а Трамп поссорил США и Индию. Об этом мало кто знает, но в учениях, которые недавно закончились в Беларуси, участвовали индийские военные. Их было немного – всего 65 солдат. Но даже такое небольшое количество свидетельствует о том, что Трамп фактически поссорил США и Индию. До этого 30 лет все президенты пытались, наоборот, привлечь Индию, чтобы она шла на Запад. Помните, было такое выражение, называли Индию демократическим оплотом. А сейчас, возможно, этого уже и не будет в связи с этими событиями. Поэтому все это называется геополитика.
В свое время, если помните, такой «выдающийся» специалист по геополитике Подоляк сказал, что геополитики не существует. Вот если ее не существует, то у нас будут проблемы, если действующая власть не понимает, что такое геополитика, что такое геостратегические интересы, и что их нужно выстраивать именно на перспективу. Кстати, это делает Китай. Он, с моей точки зрения, лучше всего этим занимается десятилетиями. А потом все удивляются: а почему так совпало, почему Китай заинтересован в войне в Украине? Тот, кто думает, что Путин может остановить войну, ошибается. Без Китая это не получится. То есть Китай должен дать разрешение на то, чтобы война закончилась. Многие разные вещи складываются в мозаику, когда этим занимаются профессионально и компетентно. Поэтому все заявления, которые сейчас звучат, в частности в интервью «Скай Ньюз», что сказал Зеленский, снова какие-то претензии к Трампу. Не знаю, на что он рассчитывал.
— Как вы думаете, вопрос санкций может приблизить или, наоборот, отдалить конец войны?
Экономические санкции — это один из серьезных рычагов давления на Путина и Россию. Это, безусловно, нужно делать. Самая главная задача, кроме добавления новых пакетов санкций, — это принять решения, которые сделают невозможным их обход. А Россия, в принципе, этим и занимается. Насколько я помню, в мире около 250 финансовых учреждений разного уровня, которые помогают России с движением финансов. То есть все эти вещи нужно делать. Я понимаю, что на 100% это вряд ли удастся, но если свести к минимуму возможность обходить эти санкции, это будет очень серьезно. Это и так бьет по россиянам, а так просто ударит серьезно. Особенно это касается нефти, потому что на самом деле именно от нефти они получают большую часть своих доходов. И еще «теневой флот». То есть, условно говоря, они хотят покупать, но если не будет чем возить, то вы же понимаете, о чем я говорю.

