Степан Гавриш: Гарантии безопасности — это просто «корвалол» для украинцев, который успокаивает, но ничего не лечит
Степан Гавриш: Гарантии безопасности — это просто «корвалол» для украинцев, который успокаивает, но ничего не лечит

Степан Гавриш: Гарантии безопасности — это просто «корвалол» для украинцев, который успокаивает, но ничего не лечит

В последние дни в мировых СМИ активно обсуждается ситуация вокруг мирных планов и возможных санкций в отношении России в контексте полномасштабной войны с Украиной и продолжающихся консультаций между Киевом, Вашингтоном и европейскими столицами. По данным ведущих изданий, Россия отвергает предложенные 20-пунктные и другие мирные инициативы, требуя изменений и позиционируя их как неприемлемые, что существенно затрудняет переговорный процесс и угрожает дальнейшей эскалацией конфликта.

В то же время в США продолжаются дискуссии об усилении санкционного давления на Москву и ее партнеров: законопроект о «сокрушительных» санкциях и пошлинах до 500% на импорт товаров из России или из стран, покупающих российскую нефть, остается предметом политических дебатов в Конгрессе, но его дальнейшая судьба и применение остаются неопределенными. Кроме того, особое внимание привлекает усиление американского давления на «ось зла»: в СМИ активно обсуждают планы Трампа по радикальному ограничению доходов агрессоров через санкции против энергетического сектора Ирана и Венесуэлы, чья нефть годами помогала Москве обходить ограничения.

Интернет-издание From-UA попросило прокомментировать информацию о возможном усилении давления Вашингтона на Кремль и перспективах новых мирных планов известного украинского политика, народного депутата III и IV созывов Степана Гавриша:

— Законопроект Грэма-Блюменталя Трамп подпишет только тогда, когда у него будут все полномочия применять его и определять, будет ли действовать закон целиком или по частям. То есть этот закон может лежать на столе у Трампа и никогда не применяться. Что касается танкеров Венесуэлы и других — слушайте, это совсем не имеет отношения к Украине. Это влияет на украинско-российскую войну только косвенно, потому что Венесуэла перегружала свою нефть на российские танкеры, и подсанкционная нефть продавалась уже открыто, или там Путин поставлял оружие Венесуэле, ракеты и так далее.

Но, по большому счету, Трамп играет в свою игру. Он становится «королем великой Америки» и даже больше — королем мира. Это его личное мнение, и мы видим, что собственно это не связано с какой-то четкой стратегией, это связано с импульсом, который еще не заглушен. Он завтра может забыть об этом всем, все может случиться. Поэтому рассчитывать на Трампа в этой ситуации стоит, но не стоит думать, что он обеспечит Украине полноценный мир и нашу независимость и государственность в будущем.

— Продолжается работа с Европой по гарантиям безопасности. На каком этапе мы сейчас находимся и к чему ведет эскалация, которую мы наблюдаем? Президент Зеленский ожидает ответа от Путина по своему 20-пунктному плану мира до конца месяца. То есть прежде чем будут подписаны гарантии безопасности и план восстановления с Трампом, Путин должен дать свою реакцию. Об этом президент рассказал в телефонном интервью «Блумберг». Он также отметил, что ключевые документы мирного плана со стороны Украины практически готовы к подписанию, а ежедневные контакты с американской стороной позволяют согласовывать график будущих встреч. Однако Россия отвечает на это ракетными ударами.

— Понимаете, гарантии безопасности и соглашение о процветании Украины на 600 млрд — это «корвалол»: он не лечит, но успокаивает. Почему так? Потому что мы не говорим, какую цену за это заплатит Украина. Как-то внезапно прекратились разговоры о контролируемой части Донбасса. Президент сказал, что никогда не отдадим, но время от времени возобновляется дискуссия о создании там свободной экономической зоны, например.

Нет четкого понимания того, как будет строиться следующая линия или разграничение, или границы. Будет ли эта граница вообще, и какой тип завершения этой войны будет применен? Будет ли это международный правовой договор, утвержденный в Конгрессе, в Европарламенте, в немецком Бундестаге, Национальном собрании Франции и так далее, а также в украинском парламенте? Именно такой международный правовой договор должен строиться на принципах международного права. Это понятно. Но проблема в том, что международное право не допускает подобной аннексии или оккупации территорий в качестве вознаграждения агрессору.

Но ведь известно о четырех документах. Это собственно 20-пунктовый план, есть также гарантии безопасности Европы, гарантии безопасности США и экономическое восстановление Украины. Как вы думаете, какова перспектива продвижения, каким будет ответ Кремля, подпишет ли Трамп гарантии безопасности и к чему все это в итоге приведет?

— Есть еще и пятый документ, он напрямую связан с Россией, и это договор о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве с РФ. Он официально не объявляется, но над ним активно работают. Посмотрите, кто именно работает над этим документом. Если Марко Рубио занимался Венесуэлой достаточно успешно (как и занимается Гренландией, скоро будет договариваться о том, как взять Гренландию для США), то Украиной занимаются Виткофф и Кушнер. Это люди, максимально близкие к президенту Трампу, но они не руководствуются той ответственностью, которой руководствуется Марко Рубио, который отвечает перед Конституцией и Сенатом.

Марко Рубио перед Рождеством присутствовал на встрече, то есть он присоединяется, хотя и в дозированном виде.

— Он присутствовал там скорее «в качестве портрета». Я не видел ни одного официального заявления Рубио о конкретных планах мира с Путиным. Раньше он называл Путина разными плохими словами, которые, я не думаю, что российский диктатор забыл. Второй момент, на который нужно обязательно обратить внимание, — это проблема того, что именно мы отдаем в обмен на эти гарантии безопасности.

Мы можем поговорить о том, что мы уже отдали.

— У нас это отняли силой. И главный вопрос сейчас в том, можем ли мы это вернуть и каким именно образом. Существуют ли вообще инструменты, способы, даже теория возвращения этих земель, кроме дипломатического пути, которым будут решать уже наши дети, внуки и правнуки, которые, возможно, никогда этого и не вернут?

Россия, если сохранится в таком же состоянии, останется крупной ядерной державой, которая будет только расширять свой технологический уровень давления на мир с помощью оружия. Но что касается условий безопасности для Украины и подписания соглашения между нами, США и Европой: Дмитриев прилетел 13-го числа в Париж, он ждал, что сделает «коалиция желающих» вместе с Виткоффом и Кушнером. Он забрал документ и полетел к Путину, но пока ни слова от Лаврова или самого Путина о том, что они хотя бы прочитали этот документ, нет.

Джерело матеріала
loader
loader