Туризм и опыт встречи с сакральным

main image main image

Туризм и опыт встречи с сакральным

Каминский А.

Материалы Международной научно-практической конференции.

"Туристический бизнес и экзистенциальный поиск личности".

Харьков, 3-4 апреля 2019 г.).

- Харьков: ХГАК, 2019.

- 58 с.

- С.34-35.

Туризм и опыт встречи с сакральным.

Человек - это уникальное единство тела, психики и духа, а потому если говорим о поисках сакрального, о создании туристического продукта, ориентированного на развитие человека, необходимо учитывать все три составляющие таким образом, чтобы ни одна из них не была забыта.

Обычно в пространстве религиозного туризма акцентируется либо одна, либо вторая, либо третья составляющие, вследствие чего появляются основные его формы.

Так, ориентация на дух приводит к появлению различных реколекций, дней сосредоточения, молитвенных встреч.

В Западной Европе до сих пор жива традиция ретритов - уединения в монастырях.

Родившаяся в Средние века практика все еще актуальна - ускоряющийся ритм жизни приводит к тому, что такой тихий отдых ценится все больше и больше, и не только людьми высокой интеллектуальной культуры.

Обычный бизнесмен, работающий в невероятном ритме, время от времени откладывает свои дела и уезжает на неделю в бенедиктинский монастырь, чтобы в тишине восстановиться и вернуть внутреннюю гармонию.

Паломничество в разных его формах больше проявляет себя именно для второй составляющей - психики.

Хотя его цель - какое-то определенное место, краеугольным камнем паломничества можно назвать формирование ощущения «быть вместе» с другими людьми.

Переживаемый опыт «быть частью общины, семьи» помогает по-другому строить отношения: люди начинают называть себя братьями и сестрами, а затем и вести себя друг по отношению к другу как члены большой семьи.

В одном из самых парадоксальных вариантов во время паломничества в Иерусалим, дочери и мама называли друг друга так же, как и остальные - «сестра …» или «сестра …», т.е.

на первый план выходило духовное родство, а не родство кровное.

Благодаря тому, что на первый план выходят контакты между людьми, человек получает возможность заметить и проработать определенные травмы, изменить реакции, сформировать новое отношение к себе и людям.

Пример этого - известный путь в Сантьяго де Компостелла.

Паломники, даже если отправляются в путь в одиночестве, по пути знакомятся, дружатся, ссорятся, мирятся, переживают друг за друга и т.д.

В конечном итоге, этот опыт встречи в большей степени влияет на человека, его отношение к миру, другим, Богу, чем конечная цель путешествия.

Особую роль в таком паломничестве играет время.

Человек не меняется совершенно, но получает определенный опыт, который помогает ему по-другому войти в ту среду, из которой он вышел.

Сакральное в пространстве паломничества отходит на второй план, но помогает построить эти новые отношения.

Путь Сантьяго де Компостелла.

И, наконец, третий вариант религиозного путешествия - это тот, в котором на первый план выходит именно тело.

Это может быть путешествие на велосипедах, горные походы или байдарки.

Тело нуждается в движении, в отдыхе от работы и гаджетов.

Костер, песни, разговоры, поход.

И зависимость от смартфона испаряется даже у тех, кто даже не думал, что это зависимость.

Здесь речь тоже про открытость на природу, другого человека, на Бога.

Евхаристия в горах.

Чувство единства с миром, окружающими, Богом.

Природа, которая включается в молитву.

Человек все больше открывается на красоту, на добро.

Более тонко ощущает реальность.

Чувство присутствия Бога в природе.

Озеро в горах, закат солнца.

Горы темнеют, становясь грозными.

Неизменность гор.

Они были, есть, они будут.

Все проходит, Бог есть.

Мотив покорения вершин постепенно становится не важным, уступая место созерцанию.