Оказывается, для вступления Украины в НАТО не нужен референдум, да и военный конфликт на Востоке не создает никаких помех для членства в Североатлантическом Альянсе.
В чем заключаются популярные мифы о НАТО, а также какое решение может быть принято по Украине и Грузии - в интервью "Апострофу" рассказал глава "Общественной Лиги Украина-НАТО" СЕРГЕЙ ДЖЕРДЖ.
Первую часть интервью с Сергеем Джерджем читайте здесь: Путину все время нужен враг: если не НАТО, то инопланетяне.
- Существует миф о том, что якобы в случае территориального конфликта страна не может стать членом НАТО.
- Такого нет.
Есть Североатлантический (Вашингтонский) договор, и это основной документ НАТО.
Во-первых, там есть строка, что все европейские страны, которые исповедуют демократию, поддерживают принципы этого договора, вносят свой вклад в европейскую безопасность, - имеют право быть членами альянса.
Во-вторых, НАТО - это политико-военная организация, поэтому для политиков и военных, которые там есть, понятны вопросы мира и войны.
В данном случае Украине нужно протянуть руку помощи, мы много лет были участниками разных программ НАТО, принимали участие практически во всех миссиях альянса, мы делали свой вклад в мировую безопасность.
Сегодня время помочь Украине.
Поэтому относительно Украины может быть принято политическое решение.
И вопрос того, какие отношения с Россией у нас сегодня - это очень субъективный показатель.
Я не скажу, что он не действует, на лидера любой страны влияют все факторы.
Но мы должны отстаивать свою позицию, которая состоит в том, что Европа будет сильнее вместе с Украиной, а не наоборот.
- Какие мы знаем примеры других стран, которые имея нерешенные территориальные конфликты, становились или оставались членами НАТО?.
- Норвегия - страна-основатель НАТО.
У нее был территориальный спор с Россией по поводу Северных островов.
Только в 2015-2016 годах этот вопрос был закрыт окончательно, а до этого долгое время был спор с СССР, потом с РФ.
Потом отношения Турции и Греции - две страны, которые исторически имеют разные подходы к территориальному разделению некоторых островов в Средиземном море.
Но и там, и там понимают, что есть вопросы выше таких конфликтов.
Это безопасность и дальнейшее развитие всей Европы, и в НАТО приняли решение принять обе страны почти одновременно в свой состав.
После этого конфликты прекратились, потому что диалог уже мог реализовываться не только между двумя странами, а в рамках целой большой организации.
Это более честный и прозрачный подход.
Конечно, есть политические споры между Грецией и Турцией, но войны не было, и НАТО как раз этому способствовало.
В этом и заключается одна из идей создания данной организации, а именно, прекратить напряжение внутри европейских стран.
Мы знаем сложные отношения Франции и Германии, Франции и Великобритании, Испании и Португалии в свое время, но уже в прошлом столетии после Второй мировой войны лидеры этих стран начали говорить о том, что мы должны строить новую Европу, где целью будет экономический успех, и НАТО стало триггером объединенной Европы.
НАТО создано в 1949 году, а первые европейские объединения датируются 1953 годом.
Без объединения на уровне доверия, на уровне безопасности невозможно сотрудничество политическое и экономическое, и та Европа, которую мы видим сегодня, во многом зависит от создания альянса.
- То есть ни Южная Осетия и Абхазия, ни Приднестровье в Республике Молдова, ни Донбасс в Украине не являются преградой для вступления в НАТО?.
- Да, никаких международных предпосылок нет.
Всем известны международные границы суверенной Украины.
Не украинцы начали эту войну и не наша вина, что эта война случилась.
Генеральный секретарь НАТО сейчас чаще вспоминает Грузию, чем Украину в контексте будущего вступления в Североатлантический Альянс, но ее территориальные вопросы остались нерешенными.
Фактически, НАТО может политическим решением принять и Грузию, и Украину в свой состав.
- Касательно членства Украины в НАТО, есть мнение, что это можно решить только с помощью референдума.
Так ли это?.
- В большинстве стран референдум не проводился, фактически руководство страны брало на себя ответственность, и так оно и должно быть.
Референдум - это политический момент, потому что мы не можем сделать из всех граждан экспертов по безопасности, а если лидеры страны говорят: "Мы не знаем, как поступить, у людей спросим", то это тоже лукавство, потому что кто как не они имеют доступ к информации, в том числе и закрытой, включая данные разведки и аналитических центров.
Во многих странах это не делалось, например Германия, которая в свое время блокировала предоставление Плана действий по членству в НАТО для Украины, и вопрос, который они ставили, это то, что в обществе нет поддержки процесса.
У меня ответный вопрос - какая поддержка в обществе была в 1955 году в Западной Германии относительно членства в НАТО? Я думаю, что в тот момент, если бы проводили референдум, результат был бы отрицательным.
Но лидеры Западной Германии понимали, что пришло время выстраивать новые отношения, новую Европу, а прошлые страницы нужно перевернуть и все строить с чистого листа, особенно в вопросах безопасности.
Относительно Украины вопрос во многом политизирован.
Но то, что Верховная Рада приняла изменения в Конституцию (7 февраля 2019 года, и с 21 февраля документ вступил в силу), говорит о том, что в этой ситуации уже референдум не нужен, потому что большинство депутатов (333 человека) проголосовали за это решение, и это фактически заменяет референдум.
Впрочем, одна из цифр которую озвучил Фонд "Демократические инициативы им.
Кучерева" гласит, что если бы референдум относительно вступления Украины в НАТО происходил сейчас, то 74% украинцев сказали бы "так".