/https%3A%2F%2Fwww.buro247.ua%2Fimages%2F2020%2F02%2Fdemna-gvasalia-vogue-interview-2020-02.jpg)
"Я создал Vetements от злости". Демна Гвасалия — о детстве в Грузии и работе в Balenciaga
Дизайнер Демна Гвасалия без преувеличения определил моду прошедшего десятилетия.
Он одел всех в безразмерные пуховики, футболки DHL за $700 и спортивные костюмы, будто взятые из гардероба советских рабочих 1980-х годов.
"Демна создает одежду для рейверов, бизнес-леди, охранников супермаркета.
Это демократический подход, с помощью которого он заявляет, что все в этом мире равны", — говорит Карен ван Годстенховен, куратор института костюма в музее Метрополитан и исследовательница работы Демны.
Осенью Гвасалия покинул собственный бренд Vetements, основанный в 2014 году.
Он стал настоящим голосом поколения, который сегодня переписывает историю моды в Balenciaga.
В интервью Vogue дизайнер рассказал о том, почему ушел из Vetements, каким будет линия haute couture в Balenciaga и как детство в Грузии влияет на его творчество.
О жизни в Швейцарии.
Гвасалия переехал из Парижа в пригород Цюриха.
"Здесь меньше осуждения.
В этом вся суть швейцарцев, — говорит он.
— Здесь я чувствую себя в безопасности.
А безопасности мне не хватало всю мою жизнь".
Демна родился и вырос в Грузии.
Из-за войны в Южной Осетии он вместе с семьей уехал в Дюссельдорф в 1991 году, а после — учился в Бельгии и покорял модную индустрию в Париже.
"Мне всегда хотелось стабильности, которой мне так не хватало раньше, когда у меня было две работы, и где-то всегда проходила неделя моды.
Меня всегда преследовало это чувство: "Черт, нужно же сделать префолл-коллекцию!" А я не хотел разлюбить моду", — признался дизайнер.
Именно поэтому Демна выбрал Цюрих — пожалуй, самый немодный город во всей западной Европе.
"Цюрих — это противоположность моды, — смеется Демна.
— Люди здесь вообще не заботятся о том, что на них надето".
Демна говорит, что переезд в Швейцарию его полностью изменил.
"Я избавился от той неуверенности, которая у меня была, от необходимости что-то доказывать.
Я научился действительно слушать, — говорит он.
— Я всегда думал: "Нельзя быть таким эгоистом, нужно работать для другия — для бренда, команды.
Но, может быть, я просто становлюсь старше и понимаю, что нельзя быть хорошим дизайнером, если ты не слушаешь самого себя.
Сейчас я совсем другой дизайнер, чем пять лет назад.
Я больше не на темной стороне мира".
О работе в Balenciaga.
Демна работает из дома в своем ателье на втором этаже.
Его рабочий день начинается в 11 утра.
Коллекции он создает в основном с помощью телефона и компьютера — там он просматривает архивные коллекции, ищет референсы в соцсетях.
"Я недавно понял, как много идей исчезли и никогда не воплотились в жизнь только потому, что для них был неправильный момент, и я их отбросил.
Сейчас я просто сохраняю их на потом".
Демна работает всего три раза в неделю.
Остальное время он посвящает себе: ходит на концерты, выставки, в супермаркет.
"В Швейцарии, где все закрывается в 6 вечера, возможность купить морковку в воскресенье после обеда — настоящая роскошь", — шутит Демна.
Об уходе из Vetements.
Демна ушел из Vetements, чтобы сосредоточится на работе над Balenciaga.
"Когда я основал свой бренд, я был зол и хотел выразить себя, — говорит он.
— Я назвал его Vetements — не собственным именем — потому что это был проект моего становления как дизайнера.
Я никогда по-настоящему не верил, что то, что я делаю в этой безжалостной индустрии, может вызвать такую реакцию.
Если бы я знал, я бы сделал это гораздо раньше.
Но Vetements появился как раз в то время, когда с помощью интернета гнев молодежи был особенно актуален.
Я понял, что, как и в любом проекте, у Vetements был дедлайн.
Архивы и ДНК бренда — это идеи и продукты, с которыми я больше не хочу ассоциировать себя.
С тех пор, как я его основал, я изменился, и мода в целом изменилась.
Vetements может существовать без моего участия".
О кутюре.
На неделе высокой моды в Париже в июле Balenciaga представит первую коллекцию от-кутюр, созданную после ухода Кристобаля Баленсиаги в 1968 году.
"Для меня кутюр выше всяких тредов, — говорит Демна.
— Это выражение красоты в высшей степени.
Я думал о возрождении кутюра с самого первого дня в Balenciaga, но никогда не чувствовал себя достаточно готовым.
Это не будет дань уважения или переосмысление работ Кристобаля.
Скорее, современная интерпретация.
Кутюр — это не столько о моде, сколько о красивой одежде".
О детстве.
Когда Демне было 7 лет, он убедил портного, жившего по соседству, укоротить его брюки на пять сантиметров.
После этого родителей вызвали в школу, чтобы узнать, исповедуют ли они капиталистические взгляды.
"А я просто хотел обрезать штаны.
Но это не было частью нарратива, который был продиктован Владимиром Лениным или кем-то еще", — говорит дизайнер.
Из-за недостатка денег родители всегда покупали ему одежду на несколько размеров больше.
В итоге свободные силуэты стали для него удобней, чем хорошо сидящая одежда.
Акцент на плечах, который мы видим в коллекциях Balenciaga — тоже отсылка к детству, проведенному Грузии.
Дизайнер часто вспоминает, как его бабушка подшивала подплечники в жакет, согласно последнему слову советской моды.
Об устойчивости.
Для Демны устойчивость — это ответственность не только брендов, но и покупателей.
"Мы должны задать себе вопрос: почему мы потребляем так, как потребляем? Нужно ли покупать еще одну вещь? Я часто себя об этом спрашиваю, и это немного иронично.
Иногда меня это злит.
Да, мы можем сделать более устойчивый продукт, но если единственная причина для этого — продавать больше, то в этом нет никакого смысла".
Единственная надежда Демны — это новое поколение.
"Моя 10-летняя племянница — веган.
Она не любит покупать новые вещи и не хочет летать в самолетах".
Balenciaga.
Интервью.
VETEMENTS.
Vêtements.
Демна Гвасалия.

