Валентин Войтков, исполнительный директор коммуникационной группы XPR, подготовил для AIN.
UA колонку о том, как бренду выйти из кризиса сильнее.
Ярослав Сердюк из Banda написал, что пандемия коронавируса станет для брендов моментом истины.
Кто-то использует кризис, чтобы стать сильнее.
А кто-то не переживет это время.
Со многим согласен, но есть нюансы, на которые хочу обратить внимание.
Ведь дело не только в продажах или доле рынка.
Во время идеального шторма, в котором мы все оказались, возникает вопрос: а нужна ли вообще компания (бренд) обществу? Или нет и ее услуги либо товары можно (лучше) проигнорировать?.
Основатель и классик PR Эдвард Бернейс писал: «бизнес зависит от общественного мнения даже в самом базовом смысле этого слова».
Сейчас эта зависимость как никогда сильная.
И реакция брендов /компаний на пандемию во многом определит их будущее.
В зависимости от типа этой самой реакции, бизнес можно разделить на несколько категорий.
Первая категория – адепты подхода «моя хата скраю».
Чрезвычайная ситуация? Урезаем затраты, увольняем людей без дополнительных объяснений.
Главное – выжить, с остальным разберемся потом.
Показательным стал пример стартапа Bird, который уволил треть сотрудников через Zoom.
Когда сотрудники подключились к конференции, они услышали двухминутную речь неизвестного человека, который сообщил, что они остались без работы.
Сразу после этого компания заблокировала рабочие аккаунты уволенных сотрудников.
Некоторые даже сравнили происходящие с сериалом «Черное зеркало».
Конечно, новость разошлась в медиа и в соцсетях.
Хотя бывший сотрудник Bird рассказал, что на самом деле компания помогает и даже выплатила компенсацию плюс продлила страховку на три месяца вперед для семьи.
Но сейчас это мало кого интересует – компания попала в заголовки в негативном контексте.
Еще один интересный случай произошел в Англии.
Клуб рассчитывал сэкономить 700-800 тыс фунтов, хотя в прошлом году заработал 42 млн фунтов до уплаты налогов.
После шквала критики, в том числе со стороны своих же фанатов, «Ливерпуль» быстро извинился и отказался от помощи государства (плательщиков налогов).
Вторая категория – желающие «поймать волну», или привлечь внимание к себе за счет новостей о коронавирусе.
К счастью, их не так много, особенно среди больших брендов или известных персон.
Главная ошибка – не понимание контекста.
То, что было уместно до пандемии, сейчас, когда умирают десятки тысяч людей по всему миру, может восприниматься по-другому.
Например, американский миллиардер Дэвид Геффен решил похвастаться своей самоизоляцией на яхте стоимостью $590 млн.
Чем, естественно, вызвал негодование у многих.
Хотя большинство брендов, наоборот, действуют на опережение и стараются быстро приостановить любую коммуникацию, которую можно было бы воспринять неоднозначно.
Третья категория – те, кто понимает, что «мы все в одной лодке» ….
… и пытается помочь государству и людям пережить пандемию.
Таких брендов много, и это отрадно.
В Украине десятки компаний, которые жертвуют значительные суммы на закупку медицинской техники и других необходимых товаров.
«Новая почта», Fozzy Group, «Фармак», Meest, WOG и другие (чтобы пересчитать, не хватит пальцев обеих рук) помогают в борьбе с коронавирусом.
Аналогичная ситуация по всему миру.
Apple запускает производство защитных экранов для медиков, Coursera бесплатно открыла доступ к своим курсам (к слову, то же самое сделал Porn.
Hub – отменил оплату за премиум-аккаунты), Louis Vuitton Moёt Hennessy шьет защитные маски и производит антисептик и так далее.
Компании из этой категории в фокусе внимания, они действуют, на них ссылаются политики, журналисты и инфлюэнсеры.
Наконец, четвертая категория брендов – те, кто пытается пересидеть шторм.
Наверное, наиболее многочисленная категория.
Как правило, у них есть определенный запас прочности, они не спешат урезать затраты, и рассчитывают, что очень скоро все будет «как раньше».
Такая подход имеет право на существование.
Другой вопрос, насколько затянется карантин.
От этого зависит глубина экономической рецессии и бизнес-ландшафт после карантина.
В конце концов, бренды сами решает, как им действовать.
Ответ на этот вопрос дал свежий глобальный опрос агентства Edelman.
Обратите внимание на ключевые цифры:.
78% респондентов считают, что бизнес обязан действовать, чтобы защитить работников и локальные сообщества.
62% считают, что без активной поддержки бизнеса государства не смогут преодолеть кризис.
71% опрошенных подтвердили, что они навсегда потеряют доверие к брендам, которые во главу угла ставят исключительно прибыль, жертвуя интересами людей.
И, внимание – треть заявили, что уже перестали покупать товары брендов, которые плохо отреагировали на пандемию.
Исходя из этих цифр, Edelman делает вывод: компаниям нужно предлагать решения, а не продвигать картинки и концепции.
Эти цифры не случайность.
В январе были опубликованы результаты Edelman Trust Barometer 2020.
Они вызвали определенный шок, а также большой интерес на форуме в Давосе.
Так вот, 56% опрошенных (из 34 тыс в 28 странах) считают, что капитализм в его нынешнем виде приносит больше вреда, чем пользы.
И еще одна (последняя) цифра: 87% уверены, что для долгосрочного успеха компании интересы клиентов, работников и общества важнее интересов акционеров.
Социализм? Возможно, но мир в последние годы настолько стремительно меняется, что многие люди потеряли почву под ногами.
Они не понимают, что их ждет, как жить и зарабатывать в ближайшем будущем.
В этих условиях многие ищут опору в своих работодателях и брендах, ожидают, что они будут решать социально значимые проблемы, а не только считать маржу и прибыль.
Пандемия заострила эти проблемы.
В условиях идеального шторма (как сейчас) бренды могут проявить себя, выделиться, завоевать доверие.
А могут, наоборот, затеряться, угробить свою репутацию.
Автор: Валентин Войтков, исполнительный директор коммуникационной группы XPR.