/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F43%2F08b3974bec7e7459b052bc7009144ed7.jpg)
Facebook накрыло бойкотом. Почему брендам пора всерьез посмотреть на TikTok
Денис Логвиненко, управляющий партнер Havas Digital Kyiv, в колонке для AIN.
UA рассказал, почему брендам во время кризиса нужно обратить внимание на Tik.
![]()
Денис Логвиненко.
2020 год запомнится нам большим количеством экстраординарных событий.
Мир потрясла коронавирусная пандемия, рынки заштормило, замерли целые индустрии.
А недавно на глобальном рекламном рынке пронеслась волна бойкота против Facebook.
И если раньше ее статус мирового лидера никто пошатнуть не мог, то сейчас кризисом может воспользоваться Tik.
Для Facebook это большая проблема, для рекламного рынка — испытание, а для брендов — шанс охватить новую аудиторию и форматы.
Почему штормит Цукерберга.
На этот раз Facebook бойкотируют крупные рекламодатели.
Как минимум на месяц рекламу отозвали Adidas, Coca-Cola, Ford, Honda, HP, Lego, Unilever и десятки других глобальных компаний.
Общий же список бойкотирующих уже перевалил за 1000.
Размах невиданный, хотя проблема не нова.
Компанию критикуют за несоблюдение собственных стандартов.
Просто так отмахнуться от претензий у Цукерберга в этот раз не получится — рекламодатели могут и не вернуться, уйдя к конкурентам.
Что же случилось.
Неприятности начались в конце мая, в разгар американских протестов против полицейского насилия и расизма.
Не обошлось без Трампа.
На фоне ужесточения столкновений между правоохранителями и активистами, американский президент написал: «… если начнется лутинг, начнется стрельба».
Twitter пометил пост как оправдывающий насилие, а Facebook не нашел в нем проблем.
Если бы соцсеть усмотрела нарушение, то убрала бы публикацию, заявил Цукерберг.
Скандал разгорелся, когда несколько правозащитных групп и организаций всерьез начали продвигать бойкот.
К 16 июня у кампании против Facebook появился официальный слоган — Stop.
Вскоре под хештегом начали выходить сотни тысяч постов, а еще спустя два дня активисты отпраздновали первый успех — North Face заморозил все рекламные траты на Facebook «до внедрения более строгих политик модерации».
Затем присоединились и другие: от транснациональной группы Unilever до кофейного гиганта Starbucks, у которого на рекламу в Facebook в 2019 году ушло более $90 млн.
Всех беспокоило одно — рекламу могут показывать рядом с контентом, оправдывающим насилие, исторические преступления, глобальное потепление и т.
От проблем к убыткам — и новым проблемам.
Конечно, Facebook не смог игнорировать ситуацию — компания обязалась пройти независимый аудит, удаляла аккаунты праворадикальных активистов, общалась с правозащитниками.
Но, согласно инсайдерским сообщениям, самого Цукерберга волна негодования мало его обеспокоила.
В конце июня на корпоративном видео-звонке он якобы заявлял, что «рекламодатели скоро вернутся», а проблема пока скорее репутационная, а не экономическая.
Математика действительно на стороне CEO — несмотря на громкие имена в числе бойкотирующих, подкосить рекламную выручку такого гиганта достаточно непросто.
Немного цифр для примера.
В 2019 году Facebook заработал на рекламе $70 млрд, имея в активе более 8 млн рекламодателей.
Ежемесячно только США и Канада приносили по $2,7 млрд.
Но лишь 6% общей рекламной выручки приходится на рекламодателей из топ-100 — а именно эти компании стали активнее всех поддержали бойкот.
Те, кто дорожат своим брендом, могут навсегда отказаться от платных услуг Facebook — и компания все равно получит 90% выручки благодаря миллионам других клиентов.
Да и капитализация Facebook, которая сначала рухнула на $70 млрд, сейчас выросла до рекордных значений.
Так что же, выходит ничего не изменилось? Нет, эта ситуация так или иначе отразится на рекламном рынке — бренды, лишившись знакомой площадки, не станут сидеть, сложа руки.
При этом Facebook будет довольно сложно решить свои проблемы: при аудитории в 1,73 млрд человек, даже 1% погрешности при модерации остается постоянной репутационной угрозой.
Временный бойкот может стать постоянной практикой.
Что будет дальше и при чем здесь Tik.
Оставаться без рекламы в кризис — опасно, и ведущие бренды знают это лучше других.
А рекламироваться есть где и помимо Facebook.
И, да, речь идет о TIk.
Приложение, которое набрало 2 млрд загрузок с 2018 года, продолжает расти уверенными темпами и набирать рекламодателей.
Dance, материнская компания соцсети, оценивается уже в $75 млрд.
За 2019 год рекламная выручка Tik.
Tok составила порядка $200-300 млн, подсчитывает издание The Information.
А уже в 2020 году компания намерена получить $500 млн только в США — там у приложения, по состоянию на май, было около 50 млн активных пользователей.
Для сравнения: у Twitter их насчитывалось 33 млн, у Snapchat — 88 млн, а у Facebook — 195 млн.
По миру активных пользователей уже свыше миллиарда.
Эту планку Tik.
Tok пришел всерьез и надолго, что доказывает популярность отдельных блогеров.
Так, на аккаунт украинки Яны Доги в Tik.
Высокие показатели объясняются другой статистикой: активный пользователь проводит в Tik.
Tok порядка 50 мин в день.
Поделите это на короткую длительность роликов — получится огромная вовлеченность аудитории.
Все это впечатляет и рекламодателей.
Промо-кампании с топовыми «тиктокерами» уже проводят многие крупные украинские бренды.
Для многих компаний реклама в Tik.
Tok уже перешла из статуса «экспериментальной» в проверенный способ повысить узнаваемость и охватить новую, молодую аудиторию.
Наложите сюда то, что Facebook и до бойкота критиковали за непопулярность среди молодежи — поймете, почему у Цукерберга есть поводы беспокоиться.
И хотя американские скандалы могут до Украины так никогда и не докатиться, повод заглянуть за пределы Facebook уже есть.
Хотя самой соцсети еще предстоит отбиться от международных претензий: Tik.
Tok и еще 58 китайских приложений уже заблокировали в Индии, о санкциях в отношении соцсети предупреждает и советник президента Трампа.
Как разрешатся эти конфликты — пока непонятно, ведь 2020 год явно не исчерпал всех сюрпризов.
Автор: Денис Логвиненко, управляющий партнер Havas Digital Kyiv.

