Это было начало конца независимого Украинского государства. История второго пришествия большевиков в Украину началась летом 1918 года. Тогда в Таращанском и Звенигородском уездах вспыхнуло восстание во главе с Николаем Шинкарем против власти гетмана Скоропадского, инспирированное двумя украинскими партиями: социал-демократами и эсерами. Восстание было подавлено частями германской армии и гетманской Державной варты. Лидеры социалистов поняли, что самим Скоропадского им не одолеть. Нужны были союзники извне. Поэтому восставшие начали искать контакты с московскими большевиками. 13 ноября в Киеве тайно была избрана Директория, которая должна была возглавить восстание против гетмана Скоропадского. Чуть раньше, 11 ноября, Совнарком красной России постановил в десятидневный срок начать наступление «в поддержку рабочих и крестьян Украины, восставших против гетмана». После свержения Скоропадского правительство Директории столкнулось с тем, что на смену австрийско-германским оккупантам в Украину вошли войска большевистской России. Украинские военные умоляли правительство сконцентрировать усилия против красного нашествия, однако глава Директории Владимир Винниченко считал, что это лишь усиление разведывательной деятельности на фронтах. Уже после падения Харькова Директория направила Москве ноту протеста.
На что получила ответ, мол, никаких войск советской России в Украине нет, а военные действия происходят между армиями УНР и украинского советского правительства. Войну России Директория объявила только 16 января. На тот момент уже были утрачены Харьков и Чернигов. Захватив 5 февраля 1919 г. Киев, большевики до конца мая установили Советскую власть на большей части территории Украины.
На фото: Лев Троцкий на смотре частей Красной Армии в Харькове; члены Временного советского правительства Украины
В этот день родились
в Украине…
Николай Чернявский (1868–1946), писатель, переводчик.
Окончил Екатеринославскую духовную семинарию (1889). Некоторое время учительствовал. Дружил с Михаилом Коцюбинским и Борисом Гринченко, в союзе с которым издал посвященный Пантелеймону Кулишу альманах «Дубовые листья». Автор сборника стихов «Песни любви», «Донецкие сонеты», сборника рассказов «Богу неизвестному». Переводил из русской, польской, германской, французской литератур. Расстрелян органами НКВД в январе 1938 года. На протяжении многих лет его произведения были запрещены, только после смерти Сталина табу с его имени были сняты, но советские критики все равно продолжали обвинять Чернявского в национализме.
Борис Лятошинский (1895-1968), украинский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель, один из основателей современного направления в украинской музыке.
Автор 2 опер, 5 симфоний, 3 симфонических поэм, сюиты «Тарас Шевченко», «Славянского концерта» для фортепиано с оркестром, кантаты «Заповіт», фортепианных пьес, романсов, музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам. Вместе с Левком Ревуцким осуществил редакцию оперы «Тарас Бульба» Николая Лысенко. Воспитал яркую плеяду учащихся, среди которых Игорь Шамо, Валентин Сильвестров, Иван Карабиц, Евгений Станкович.
Иван Низовой (1942-2011), поэт, прозаик, журналист.
Автор более 100 сборников стихов, прозы, публицистики, переводов, произведений для детей. Лауреат ряда украинских литературных премий и международной премии за лучшее музыкальное произведение, полученной с тернопольским композитором Б. Климчуком за ораторию «Лелече».
Поэт никогда не симпатизировал власти, не пел «осанны» партийным и государственным главам, а когда начались процессы «перестройки» и «демократизации», Иван Низовой, «казак луганский», возглавил националистическое движение в литературных и журналистских кругах Луганщины. Все это отразилось на его поэтических произведениях. Они весьма актуальны в наше, отмеченное российской агрессией, время:
«Ми й нині щедрі,
Як були,
Без міри і без меж:
І флот, і море віддали,
І Севастополь теж.
І Крим невдовзі віддамо…» (1995 ).
…и в мире
Джон Роналд Толкин (1892-1973), английский ученый-филолог, писатель; профессор Оксфордского университета.
Автор научных работ по истории английского и скандинавского языков; сказок, повестей и романов фэнтези, где перелицованы средневековые легенды и мифы («Хоббит, или Туда и обратно», «Сильмариллион»). Самая популярная сказочно-рыцарская эпическая трилогия «Властелин колец», экранизированная английским режиссером Питером Джексоном.
Мел Гибсон (1956), американский и австралийский киноактер, кинорежиссер, сценарист и продюсер ирландского происхождения.
Лауреат двух премий «Оскар» и премии «Золотой глобус» (1996) за режиссуру эпической драмы «Храброе сердце». Почётный офицер ордена Австралии. Считает себя и американцем, и австралийцем. Чрезвычайно несдержан. Но, конечно, не настолько, каким был когда-то, лет 30 назад. Гибсон не только ненавидит, но и избегает журналистов. Гибсон обожает детей, у него их восемь. Считает, что у детей можно научиться чему-то гораздо большему и существенному, чем можешь им дать в ответ. А еще дети, особенно самые младшие, «поздние», продлевают молодость родителей.
По мнению Мэла Гибсона, искусство актерской игры построено на обмане. «Мне платили немалые деньги за то, что я лгал. Лгал перед кинокамерой», – замечает актер. Гибсон, автор известного фильма «Страсти Христовы» (2004), убежден, что «чем незаметнее зло, тем оно страшнее. Дьявол не держит над головой неоновую вывеску «дьявол». Зло находит малейшие щели в человеческих душах и незаметно проникает туда. Оно сродни вирусу или инфекции и есть в каждом человеке. Одно из его свойств – внушать мысль о том, что его не существует. Поэтому все свято уверены, что они добры, искренни и прекрасны. Но именно такие «добрые люди» и распяли Христа». Едва ли не единственное, что Гибсону очень не нравится в США (да и во всем западном мире) – это политкорректность, которую он считает интеллектуальным терроризмом.