Экспорт нефти из Ирана достиг наивысшего показателя за последние пять лет — Bloomberg
Экспорт нефти из Ирана достиг наивысшего показателя за последние пять лет, что укрепляет позицию Тегерана на геополитической арене, создавая риски для мирового рынка нефти. Об этом пишет Bloomberg.
По данным ряда аналитиков, среди которых Kpler Ltd., SVB Energy International, FGE и Международное энергетическое агентство, объемы экспорта иранской нефти выросли до самого высокого уровня с момента повторного введения санкций США в 2018 году. Подавляющее большинство нефти поступает в Китай, поскольку крупнейший мировой импортер покупает баррели у Тегерана по сниженным ценам.
Рост продаж является наиболее ощутимым признаком того, что страна, которая все еще финансово подвергается многолетней изоляции, укрепляет свои позиции, и начала возобновлять связи с региональными конкурентами, налаживать отношения с ведущим государством Азии и даже открыла осторожное дипломатическое взаимодействие с Вашингтоном.
Однако дополнительные поставки из Ирана подрывают доверие к нефтяному рынку, ослабленному замедлением экономического роста и дешевой российской нефтью.
"Иранская нефть чрезвычайно интересна тем, кто готов рискнуть и купить ее", - говорит аналитик Kpler Хомаюн Фалакшахи.
По данным компании, поставки нефти удвоились с осени прошлого года и достигли 1,6 млн баррелей в день в мае, даже несмотря на то, что американские санкции остаются в силе. По оценкам МЭА, добыча достигла 2,9 млн баррелей в день, что является самым высоким показателем с конца 2018 года. Консультанты SVB Energy, Petro-Logistics SA и FGE считают, что добыча нефти в Иране еще больше и может превысить три миллиона баррелей в день.
Восстановление потоков, резко сократившихся после того, как бывший президент США Дональд Трамп вышел из ядерного соглашения с Тегераном в 2018 году, может поддержать иранскую экономику, страдающую от безудержной инфляции, падения курса валюты и периодических протестов против президента Ибрагима Раиси.
Это совпадает с другими признаками возрождения Ирана: предварительным соглашением с региональным противником Саудовской Аравией в апреле, усилиями по реабилитации сирийского союзника Башара Асада и тайными переговорами по снижению напряженности с Белым домом.
Благодаря переговорам между посредниками в Омане и в кулуарах заседаний ООН Вашингтон и Тегеран приближаются к договоренности по освобождению американских заключенных и изучению ограничений на иранские ядерные исследования в обмен - по словам источников, на свободу действий в поставках большего количества нефти.
Представитель Государственного департамента заявил, что слухи о ядерном соглашении являются "ложными и вводящими в заблуждение", а приоритетом США остается предотвращение получения Ираном ядерного оружия.
Тем не менее, дополнительные поставки - в дополнение к находящимся под санкциями потокам из двух других членов ОПЕК+, России и Венесуэлы - уже происходят, что влияет на мировые нефтяные рынки.
Иранский экспорт подорвал усилия по стабилизации рынка со стороны Организации стран-экспортеров нефти и ее лидера Саудовской Аравии, которая в этом месяце объявила о новом сокращении добычи на миллион баррелей в день, но это не дало ощутимого эффекта.
С тех пор, как пять лет назад были восстановлены санкции США, иранская нефть поставляется небольшому количеству оставшихся покупателей так называемым "теневым флотом" танкеров - часто устаревших и незастрахованных, деактивирующих транспондеры, чтобы избежать обнаружения.
Хотя отслеживание танкеров показывает, что Китай остается главным клиентом Тегерана, официальные данные не регистрируют импорт из Ирана в прошлом году. Вместо этого резко возросли закупки из Малайзии, где иранские грузы часто отправляют для перегрузки на другое судно, что затрудняет определение происхождения нефти.
"Эти баррели-призраки не учитываются в официальной статистике. Но пока вся ОПЕК+ пытается сократить добычу как можно больше, а Саудовская Аравия идет на добровольное сокращение, каждый баррель имеет значение", - говорит основатель SVB Сара Вахшури.
Китайские нефтепереработчики – особенно небольшие независимые компании в провинции Шаньдун, наращивают закупки иранских грузов, поскольку скидки, предложенные Тегераном, помогают компенсировать недавнее падение рентабельности, отмечает Kpler.
По словам директора FGE Имана Нассари, Иран был вынужден увеличить скидки на свою нефть, чтобы конкурировать с притоком российской нефти, вытесненной из Европы санкциями. По словам аналитиков, увеличенный поток в значительной степени состоит из нефти, которую Иран накопил на танкерах, чтобы удовлетворить спрос.
"Готовность Китая поддержать Иран, покупая его санкционную нефть, свидетельствует о незначительном улучшении иранско-китайских отношений. Все это подтверждает мнение о том, что положение Ирана улучшается вместе с его движением к нормализации отношений с другими региональными государствами", - считает аналитик консультативной компании Eurasia Group Грег Брю.
Именно Пекин стал посредником в зарождении разрядки между Ираном и Саудовской Аравией – символ сближения обеих стран с Пекином.
Кроме роста аппетита к иранской нефти со стороны Китая, некоторые аналитики предполагают, что это расширение экспорта было негласно разрешено правительством США, стремящимся удержать цены на бензин под контролем.
"Администрация США менее активно применяет санкции, пытаясь противостоять российской нефти на рынке, но в то же время поддерживать поставки", - сказал Нассари из FGE.
Воздействие на цены на нефть от возвращения Тегерана на рынок может быть ограничено в будущем. Поставки нефти в Китай могут замедлиться.
В любом случае, по прогнозам МЭА, мировые нефтяные рынки будут испытывать острый дефицит до конца года, поскольку постпандемическое восстановление Китая набирает обороты. Во второй половине года спрос превысит предложение примерно на два миллиона баррелей в день, что более чем достаточно для поглощения дополнительных иранских потоков.
Трейдеры нефти остаются скептически настроенными по поводу прогнозируемого дефицита предложения, частично из-за того, что рост потока баррелей из Ирана бросает тень на перспективы.
Ранее сообщалось, что мировая нефтяная карта меняется, поскольку долгосрочное влияние западных санкций направляет больше баррелей из России в крупнейшие экономики Азии, а Китай также получает нефть из Ирана и Венесуэлы.