Кому-то может показаться, что украинское кино начало переживать свой подъем в 2022–2023 годах. Но если копнуть глубже, то окажется, что практически все фильмы, которые выходят сейчас, появились в качестве идеи минимум четыре года назад — а то и давнее. Сложный цикл украинского кинопроизводства не сильно облегчает работу творцам, но при этом и не особо сковывает им руки. Именно поэтому мы получаем кино на любой вкус, а не исключительно нечто «патриотическое», чем любят баловаться в не столь демократичных странах. «Сентябрь» ярко выделяется даже на фоне подобного разнообразия. Выделяется настолько сильно, что простыми словами описать фильм не выйдет. Но мы попробуем в нашей рецензии.
«Сентябрь» / September
Жанр комедия абсурда
Режиссер Георгий Фомин
В ролях Николай Вересень, Лесь Подеревянский, Михаил Жонин, Олег Примогенов, Роман Мацюта
Премьера кинотеатры
Год выхода 2023
Сайт IMDb
Сюжет начинается с гибели актера Николая Вересня прямо на съемочной площадке. Он играл роль Ивана Грозного, потому черти пытаются затащить его к себе в ад. Для них Вересень — способ попасть в мир живых. Но у актера есть свои планы и секреты, да и в саму историю постепенно начинают вклиниваться все новые, даже более загадочные силы.
Прочитали завязку? Отлично, теперь можете смело ее забыть. Ведь даже в этом описании скрывается несколько неточностей и искажений фактов. Проблема в том, что обычным текстом язык кино «Сентября» никак не описать. Тут у нас безумие кинематографа в чистом виде — со всеми вытекающими плюсами и минусами.
При просмотре «Сентября» чувствуешь себя так, будто тебе показывают нечто секретное. Нечто, что никто не должен был увидеть, но оно все-таки вырвалось в публичный доступ. Отчасти такое впечатление складывается из-за общей бюджетности всего. В актерской игре, декорациях, графике, монтаже и звуковом сопровождении кричит даже не дешевизна, а нищета. Или аскетизм, если взглянуть на происходящее под другим углом.
Но нет, «Сентябрь» завершен каждой своей фразой. Ни одна из них не складывается в единое целое, но все по отдельности имеет свой смысл и свое место на общем сценарном полотне. Поэтому при просмотре может показаться, что ты сходишь с ума, что все увиденное — лишь наваждение во время летней жары. И тем ироничнее эмоции, которые остаются после просмотра.
«Сентябрь» не критикует и не падает в сатиру, но сам по себе фильм пропитан настолько едкими высказываниями по поводу украинской культуры 2010-х, что после обдумывания всего внутри зарождается ощутимый неприятный осадок.
В стране, вокруг которой одни враги, герои пытаются уже не просто быть собой — они выходят за рамки себя, превращаются в контекст окружения и превосходят его, творя свою историю.
Историю, которая ни к чему не приведет — но она и не должна. Нечто подобное однажды подарил миру Дэвид Линч со своей «Внутренней империей», которая оказалась лишь способом прикоснуться к таинствам трансцендентальной медитации. «Сентябрь» вызывает похожие эмоции, но накладывает их на украинскую культуру. Настоящую современную украинскую культуру, которая живет в подворотнях и пьяных сознаниях представителей среднего и не очень класса.
И может показаться, что во всем этом есть какой-то смысл. Что все высокопарные фразы про жизнь и смерть, разбавленные размышлениями про взятки и тяжелым молчанием, должны в итоге к чему-то привести. Но нет, откиньте в сторону такие мысли. Тут у нас не Нолан, не Вильнев и не Шазелл. Безумие «Сентября» само по себе не значит ничего.
Только оно настолько плотно связано с современными украинскими контекстами, что в какой-то мере фильм хочется анализировать и обдумывать дополнительно. Правда, высок риск сойти с ума. Да и что-то подсказывает, что съемочная команда вряд ли одобрила бы подобный подход. Тут высокие творцы создали чистое искусство и не загоняли его в рамки человеческого восприятия. Так что буквально все зависит только от вас.
Режиссер фильма Георгий Фомин (который предпочитал, чтобы его называли Жора) умер в 2021 году. Так что и при всем желании мы никогда не узнаем, что он хотел сказать своим фильмом. И уже этот факт отдаляет «Сентябрь» от классического массового кинематографа.
Ведь как можно оценить фильм, в котором ужасный монтаж и хаотичная визуальная часть, а звук будто хочет изнасиловать ваши уши? Звуковые дорожки тут накладываются одна на другую, разобрать в подобной «симфонии» хоть что-то внятное порой бывает совсем невозможно.
С технической точки зрения «Сентябрь» — кошмар любого человека, хоть как-то связанного с кинематографом.
Но фильм будто и не пытается никому угодить. Это театр и реальность в одном произведении, высказывание и молчание в одном сценарии, жизнь и смерть в одном произведении искусства. Которое пройдет мимо почти всех людей, но в этом и есть его смысл. Теневой фантом украинской современности не особо желает, чтобы о нем говорили. Но мы тут уделили ему две страницы текста 10 кеглем. Возможно, в этом и был какой-то смысл.
Наступление сентября означает постепенное угасание природы и неизбежное приближение холодов. Выход «Сентября» также можно считать знаком или символом. Например, меланхоличным размышлением о современной украинской культуре. Которое настолько же трэшовое, насколько и бессмысленное — но в своей трэшовости и бессмысленности оно умудряется найти свою ценность.