Для защиты гражданского населения и получения преимущества в небе над РФ Украина стремится получить современные западные истребители.
Кроме ожидаемых F-16, украинские ВВС могут значительно усилить самолеты французского производства Rafale.
Это многоцелевые истребители четвертого поколения, разработанные компанией Dassault Aviation. Что известно о технических характеристиках самолета Rafalе, его преимуществах и недостатках — читайте далее в материале.
Rafale — что известно об истребителе
Многоцелевой истребитель Rafale совершил свой первый полет 4 июля 1986 года. На сегодня эксплуатируется четырьмя странами, среди которых Франция, Индия, Египет и Катар.
Как рассказал Фактам ICTV авиационный эксперт Богдан Долинце, всего истребителей Rafale было выпущено небольшое количество, до 175 единиц. Это где-то соизмеримо с Gripen, поскольку их также было изготовлено всего несколько сотен.
Сегодня Rafale выпускается в трех основных моделях: C — одноместный наземный, B — двухместный наземный (составляет 60% всего воздушного флота) и M — одноместный палубный.
— По размеру и назначению Rafale соизмерим с советским МиГ-29. Вместе с тем имеет разный диапазон вооружения образца НАТО. Это и использование различных ракет, типа “воздух-воздух” или “воздух-земля”. Туда относятся и ракеты, которые Украине уже поставлялись, например AIM-9 или AIM-120, так и ряд других, которые изготавливаются непосредственно Францией или другими странами НАТО. Может быть платформой для запуска крылатых ракет, например, Storm Shadow, — объяснил эксперт.
В целом в истребитель Rafale интегрирована вся возможная современная электроника, включая радар с активной антенной решеткой, электронно-оптической системой, позволяющей фиксировать тепловые сигнатуры воздушных целей за десятки километров.
Также самолеты имеют встроенную станцию РЭБ для подавления радаров противника, модули разведки и тепловизионную станцию с лазерным целеуказателем. Последняя нужна для нанесения высокоточных ударов по наземным целям.
Rafale имеет полностью цифровой борт. Перед пилотами расположена довольно лаконичная приборная панель, сочетающая голосовое управление с плоским сенсорным экраном.
Еще одной особенностью Rafale является то, что он может дозаправляться в полете и нести до 5 топливных баков для очень дальних перелетов.
Относительно недостатков, Богдан Долинце указал на достаточно высокую цену Rafale. По разным данным, стоимость единицы варьируются от $85 до 120 млн, цена зависит от комплектации.
— Если говорить об обслуживании, нужно будет отдельно под такой самолет готовить и наземный персонал, и летный состав. Второе важное ограничение — из-за того, что этих самолетов в целом было изготовлено не так много единиц, то возникает вопрос создания необходимого склада запчастей, его поддержки, то есть наличие ассортимента, и, конечно, заблаговременный заказ и пополнение. Это ключевой вызов для всех самолетов, которые изготовлены небольшой серией, — объяснил эксперт.
Тактико-технические характеристики Rafale:
- экипаж: 1-2 человека;
- длина: 15,27 м;
- размах крыльев: 10,80 м;
- высота: 5,34 м;
- площадь поверхности крыльев: 45,7 кв. м;
- масса пустого: 9 060 кг (10 220 кг);
- нормальная взлетная масса: 14 710 кг;
- максимальная взлетная масса: 24 500 кг;
- масса полезной нагрузки: 9 500 кг;
- масса топлива во внутренних баках: 4700 кг;
- масса топлива в ППБ: 7 500 кг;
- двигатели: 2 х 5 100 кгс.
Летные характеристики:
- максимальная скорость на большой высоте: 2 203 км/ч (1,8 Маха);
- боевой радиус: 1 800 км;
- боевой радиус: 1 093 км в варианте истребителя-перехватчика;
- практический потолок: 16 760 м;
- скороподъемность: >305 м/с (18 300 м/мин);
- нагрузка на крыло: 326 кг/м²;
- тягооснащенность: 1,13;
- максимальная эксплуатационная перегрузка: 9 g.
Вооружение:
- пушечное: 1×30 мм Nexter DEFA 791B (темп стрельбы 2500 постр/мин), боезапас — 125 патронов типа OPIT (бронебойно-зажигательный трассирующий);
- ракеты:
— “воздух-воздух”: MICA, AIM-9, AIM-120, AIM-132, MBDA Meteor, Magic-2;
— “воздух-земля”: ASMP с ядерной боевой частью, Apache, AM39, Storm Shadow, AASM.