России пришлось потратить более $12 млрд в виде государственных субсидий и кредитов, чтобы удержать на плаву авиационный сектор. Деньги тратят, среди прочего, на прямую финансовую помощь местным авиакомпаниям. Причина – гражданская авиация РФ столкнулась с нехваткой ключевых деталей и проблемами с техобслуживанием самолетов после разрушительного влияния западных санкций.
Об этом свидетельствует анализ агентства Reuters. Там указывают: траты на поддержку гражданской авиации в РФ выросли вдвое по сравнению с периодом пандемии COVID-19. Тогда авиаотрасль подверглась сильному удару из-за резкого сокращения перевозок, но теперь масштаб проблем в России, очевидно, увеличился.
Увеличение финансирования, по мнению аналитиков, может быть связано и с грядущими президентскими выборами в РФ. "Поскольку через три месяца избиратели пойдут на избирательные участки, крах авиакомпаний может оказать репутационное и электоральное давление на Путина, который снова баллотируется на пост президента", – отмечает агентство.
Мировые гиганты Airbus и Boeing еще в марте 2022 года приостановили поставки услуг и запчастей в РФ. Кроме того, авиаконцерны прекратили регулярное техническое обслуживание флагманского авиаперевозчика "Аэрофлот" и других российских авиакомпаний. А Россия остается крайне зависимой от иностранных самолетов.
По данным швейцарского поставщика авиационной разведки ch-aviation, российские авиакомпании эксплуатируют 991 самолет, из которых 405 российского производства. Однако лишь 133 российских самолета Superjet активно используются для коммерческих рейсов. Другие воздушные суда российского производства – это "Туполев", "Яковлев" и "Ильюшин".
"Наш авиапарк очень перегружен... самолетами иностранного производства. К 2030 году мы планируем произвести более 1000 самолетов, собственных самолетов", – заявлял в декабре-2023 президент РФ Владимир Путин.
Впрочем, западные авиационные аналитики говорят, что инвестиции в лучшем случае позволят России сохранить авиапарк. По их мнению, западные авиагиганты вряд ли быстро вернутся в РФ, даже если та закончит войну в Украине Это связано с затратами и бюрократией, связанными с восстановлением парка, отслеживанием показателей безопасности и утверждением запчастей.
Запчасти везут в РФ по серой схеме
Из-за дефицита деталей в конце 2022 года российские авиакомпании нашли способы импортировать запасные части по серой схеме импорта, введенной правительством РФ. По сути, российские авиакомпании поддерживают свой парк западных самолетов в воздухе за счет импорта запчастей через третьи страны без согласия производителей – в основном Airbus и Boeing.
РФ обходит ограничения, благодаря посредникам в пяти странах – Таджикистане, ОАЭ, Турции, Китае и Кыргызстане. Ни одно из этих государство не одобрило санкции в отношении РФ, и все они так или иначе помогают стране-агрессору закупать запчасти для самолетов.
Схема, однако, не покрывает дефицит полностью. Поэтому некоторые авиакомпании разобрали самолеты на запчасти. Кроме того, РФ спешно локализовала регистрацию своего парка и выкупила самолеты у иностранных арендодателей, чтобы избежать риска их конфискации при вылете за границу.
Как сообщал OBOZ.UA, в декабре-2023 на "прямой линии" российский диктатор Владимир Путин похвастался "достижениями" экономики РФ, зачитывая показатели из таблички. По его словам, Россия наращивает ВВП, а россиянам не нужно бояться ускоряющейся инфляции, хотя на самом деле миллионам семей в стране приходится сокращать расходы из-за значительного роста цен.
Только проверенная информация у нас в Telegram-канале OBOZ.UA и в Viber. Не ведитесь на фейки!