Исследуя историю украинского наряда, Зинаида Васина буквально защищает его на информационно-культурном фронте от агрессивной страны-соседки, которая постоянно посягает на все, что связано с Украиной, особенно на то, что формирует украинскую идентичность.
В конце прошлого и в начале 2024 года Зинаида представила две новые книги, посвященные истории украинской одежды. Исследователь и художник уверена, что в одежде очень выразительно отражаются и богатая, насыщенная событиями история, и характер украинцев.
А еще Васина создает авторские серии картин, которые возрождают интерес к Трипольской культуре.
— Пани Зинаида, помню, как вы готовились накануне полномасштабного вторжения к презентации своей долгожданной книги «Эволюция украинского наряда. Страницы из истории» — уникального исследования, охватывающего десять тысяч лет. Но пришлось перенести презентацию на год. Где вы встретили большую войну?
⸺ В ночь на 24 февраля 2022 года я была в Киеве. Ждала сына и внука, которых накануне, 23 февраля, отправила в Харьков забрать в издательстве тираж своей новой книги. Мои родные вернулись где-то в первом-втором часу ночи, а через несколько часов началась бомбардировка.
В это было трудно поверить. С одной стороны, как такое могло произойти? А с другой — я могла все объяснить, ведь я исследую историю и понимаю всю сложность и непохожесть наших культур. Народ, который воюет против нас, — это дикое племя, которое не может укротить свою злость. Когда на территории Украины уже формировались первые признаки славянства, они еще жили в каменном веке. Речь идет о племенах андрофагов, которые, по свидетельствам Геродота, были настоящими людоедами. И у рашистов и дальше процветают эти генетические дикость, невменяемость, ненасытность.
Революция 1917 года пробудила наследственные инстинкты жестокости и садизма, и Россия начала строить деформированное общество, которое пожирало свой народ, уничтожало цивилизационные достижения, церковь, историю и культуру. Потом началась Вторая мировая война, которой россияне до сих пор продолжают жить и подпитывать свое дикое нутро. А в ХХІ веке у них снова проснулся воинствующий инстинкт, и они набросились на нас…
— Вы всю свою профессиональную жизнь посвятили исследованию украинской одежды. Что вело вас, что вдохновляло?
— Я окончила Художественный институт, который позже трансформировался в Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры. Моей дипломной работой на факультете художников театра, кино и телевидения стало оформление балетного спектакля «Лілея» хореографа Анатолия Шекеры для киевского Академического театра оперы и балета. В этом спектакле звучит украинская тема: чувствительная пронзительная музыка Константина Данькевича, либретто на основе одноименной баллады Тараса Шевченко — это стало мощным толчком к изучению украинского наряда для моей первой серьезной работы над сценографией, созданием народных костюмов. В течение двадцати лет я создавала сценические украинские костюмы для известнейших народных и классических балетных коллективов Украины. Работая в Институте этнографии, я познакомилась с научными наработками в этом направлении. Это побуждало к еще более глубокому исследованию темы национального костюма и его исторического формирования. Сотрудничество с историками, археологами, этнологами стало не только содержанием моего творчества как ученой и художницы, но и смыслом жизни.
— В каждой своей книге вы акцентируете на том, что наряд — это универсальный информационный источник исследования истории народа, являющийся ментальным признаком украинской национальной культуры наравне с языком.
— Это действительно так. И осознать это очень важно для нас. Народная одежда на землях Украины формировалось в течение тысячелетий, начиная со времен земледельческих племен Трипольской цивилизации. В этом виде материальной культуры закодирована мудрость народа, вся несокрушимая сила его бытия.
Украинцы испокон веков создавали для себя универсальную одежду: простую по крою и удобную в практике, сложную по сакральному содержанию декорирования. Трипольская цивилизация в VІ тысячелетии до нашей эры открыла Европе время тканых материалов, что привело к кардинальным сдвигам в системе постоянного усовершенствования одежды человека: от пещерного кожаного силуэта до эры цивилизации, то есть шитой из ткани одежды (это все на территориях современной Украины).
Народный костюм впитывал разные этнические культурные формы, не нарушая традиционной архитектоники и символизма обрамления, выдержавших принципы многотысячелетней земледельческой практики. Кардинальные эстетичные изменения в народной одежде произошли уже во времена Киевской Руси под влиянием византийской культуры, потом во времена Гетманщины, когда появились разные золотные, атласные, парчовые ткани, частично дополнявшие свои домотканые материи, декор вышивок обрел признаки барочной пышности. В таком виде народный костюм сохранил свои эстетические черты до настоящего времени как важный признак национальной аутентичности.
— Помню, когда вышло ваше первое двухтомное издание, посвященное истории украинского наряда, оно сразу стало бестселлером, его как подарочную арт-книгу передавали нашим посольствам за рубежом. Тогда же на вас обратили внимание в Москве и даже попробовали «завербовать». Расскажите, пожалуйста, эту историю, потому что это демонстрирует отношение к нам России.
— Когда в 2003 году вышел первый том моей книги «Украинская летопись наряда», где мы впервые в истории Украины глобально затронули тему истории украинского костюма, мне сразу начали звонить из Москвы. Назойливо предлагали в контекст моего исследования вплести российский костюм. Чем только не соблазняли, даже научными степенями. Такие предложения вызвали отвращение и еще большее сопротивление. История украинского и российского костюмов — абсолютно разные вещи. У нас разные по истории и сути культуры.
Российская культура — это смесь местных диких племен плюс влияние Орды. Нельзя говорить об аутентичном российском народном костюме как этническом явлении. Да, у отдельных племен были свои выразительные костюмы. Сугубо российскими можно считать более поздние комплексы с сарафанами, с присущей им закрытостью женских форм, созданные под влиянием христианской морали — покорности мужчине, его бесправной собственности. Отсюда и пренебрежительное отношение к их женщинам.
Зато украинские женские костюмы формировались на культе Великой Богини в контексте матриархата Трипольской цивилизации, когда женщина и земля были в одном пространстве обожествления. Плодородие женщины, плодородие земли... Женский украинский костюм передает всю космогонию воображаемого мироздания и очень сексуален. Подчеркнутые женские формы — грудь, талия, ягодицы — основа формирования архитектоники народной женской одежды. Обожествление женщины, уважение к ней всегда были характерными этническими чертами нашего народа.
⸺ Ваши новые книги «Украинская мода: от трипольцев до поколения стекла», «Наряд Киевской Руси» выполняют очень важную миссию, работают на разные аудитории.
— Для меня важно, чтобы книги побуждали изучать историю, искать ответы: что общее, а что отличное между людьми, жившими сотни и тысячи лет назад, и нами — людьми из ХХІ века? Как жили, во что верили, как одевались наши прародители? Знания о нашем культурном наследии, недостаточно изученной, недооцененной жемчужине в формировании европейской истории, помогают нам возродить историческую память, рассмотреть себя внимательнее и открыть себя снова. Особенно это важно для молодежи, которая познает новые знания о прошлом Украины, не омраченные псевдоисторией.
— Пани Зинаида, но вы же не только исследователь, но и очень талантливая художница, которая не только создала сотни художественных реставраций народных украинских нарядов, но еще и самобытный живописец. Расскажите, пожалуйста, о своих трипольских сериях.
— У трипольцев был матриархат. Эта система, философия мне очень близка (улыбается). К женщине-матери трипольцы относились с большим уважением. Культ Великой Богини в украинской мифологии является приоритетным, как сама жизнь. Сейчас из небытия возвращаются образы богинь, которые руководили всеми важными жизнеобеспечивающими процессами древних земледельцев. Метафорические образы трипольского пантеона богинь в моих роботах сложились в художественное образотворчество. Например, богиня Кау (корова) отвечала за жизненную силу плодородия; Двуликая богиня давала силы роженицам; богиня Птаха руководила небесными силами; богиня Змея выполняла роль медиатора между небом и землей и была оберегом всех процессов. Так сложилась моя серия, посвященная древним богиням. Это чудо ренессанса нашей древней истории и мифологии. Когда только начинала работать над этой серией, задумалась над созданием своей «Триполиады», ведь греческих богов мы можем видеть в богатом художественном отображении, а наших, к сожалению, нет. Поэтому хочу восстановить справедливость по отношению к нашим богам и продолжаю работать над их визуализацией.
Зинаида Васина — одна из героинь новой книги Мирославы Макаревич «Кто держит культурный фронт» (IPIO, 2023).