Почему украинская власть не станет «доедать» УПЦ МП
Почему украинская власть не станет «доедать» УПЦ МП

Почему украинская власть не станет «доедать» УПЦ МП

Почему украинская власть не станет «доедать» УПЦ МП

«Война с московскими попами» продолжается. И «битв» в ней, на первый взгляд, достаточно. 12 апреля СБУ провела обыск у заместителя главы синодального отдела внешних церковных связей УПЦ МП Николая Данилевича. Собеседник украинских журналистов в спецслужбе рассказал, что в 2017 году Данилевич уговаривал Вселенского патриарха Варфоломея не предоставлять Православной церкви Украины Томос об автокефалии. И вот, не прошло и десятилетия от момента проступка, — а спецслужба уже и среагировала. Если так пойдет дело, то еще чуть-чуть — и кому-то припомнят шутки про «термос». Но это не точно.

Незадолго до этого Национальный музей истории Украины (НМИУ) открыл сбор средств на демонтаж храма-МАФа на фундаменте Десятинной церкви. Требуемую сумму (около 700 тыс. грн) собрали быстро и даже с походом. Вывод полон социального оптимизма: вот как киевлян задолбал храм-МАФ! Или даже шире: вот как украинцев задолбала УПЦ МП!

Чувства неверующих (как и немалой части верующих) удовлетворены. Этого вполне достаточно. Удовлетворенные чувства (как и возмущенные) оттирают в сторону неприятные вопросы — неприятные главным образом своей рациональностью. Например: это действительно нормальный порядок вещей? Для того чтобы решение Хозяйственного суда города Киева, принятое 14 сентября 2023 года, было воплощено в жизнь, государственное учреждение (музей) должно попросить общественность «скинуться»? Ту самую общественность, которая уже «скинулась» налогами на содержание государственной исполнительной службы и правоохранительных органов, на содержание городских коммунальных и прочих служб — тех, кто должен был бы «прибрать» без всяких «монобанок».

Но так неинтересно. Буднично. Поэтому кто-то пишет корявыми буквами на стене лозунг: «Уборка к Пасхе». И объявляют «коммунистический (простите) субботник», где главную роль играет энтузиазм масс, а не результат.

Снос незаконной застройки на территории заповедника в идеале совершенно будничное событие. Даже если МАФ — храмовое сооружение. Но «снести храм к Пасхе» — это уже звучит совсем по-другому. Даже если «храм» — уродливый МАФ, московский, опять-таки, незаконно построенный. Подобная формулировка «дополняет» нашу социальную реальность. Возбуждая чувства верующих и неверующих, она исподволь десакрализирует и храм, и Пасху заодно. Если вы думаете, что подобные вещи опасны только для «московской церкви», вы ошибаетесь — языку в определенном смысле все равно, какая конфессиональная принадлежность предмета, к которому относится денотат «храм».

Человеку, менее знакомому с украинскими политическими реалиями, такая десакрализация всего, что связано с церковью (по крайне мере ее «традиционной» ипостасью), может показаться угрожающей и планомерной — угрожающе планомерным наступлением на демократические права и свободы. Может показаться даже хорошо рассчитанным политическим шагом в направлении авторитаризма — ведь чем меньше у народа остается независимых «властителей дум» и «инженеров душ», тем проще власти прибрать этот народ к рукам.

Кстати, именно на это напирают западные защитники «гонимой церкви», которые исходят из очень логичного (с точки зрения трезвой рациональности) и отчасти даже лестного для нашей власти предположения, что у нее есть план, есть четкое понимание своих целей и готовность достигать их, не считаясь с правами и правилами.

Но стоит лишь присмотреться к нашим политическим реалиям чуть ближе и «теория разумного замысла» уже не кажется слишком убедительной. Потому что почти все заявленные властью радикальные изменения в культурно-духовной жизни страны — декоммунизация общественного пространства, деколонизация сферы культуры и образования, дерусификация медиа — заканчиваются преимущественно косметическим ремонтом. Так, чтобы несущие конструкции ни в коем случае не пострадали и оставались пригодными к дальнейшему использованию. Теория «разумного (авторитарного) замысла» уступает известной школьной аксиоме о бесконечном делении плитки шоколада: если от шоколадки откусывать понемногу — она оказывается больше, чем если съесть ее всю сразу.

Хороший пример бесконечного деления шоколадки дает ветеран «культурных войн» — дом-музей Булгакова, то и дело выскакивающий в новостные ленты, как чертик из табакерки. Его нарезают тонко, как прошутто: поменять на мемориальной доске надпись, потом «дополнить» фасад еще одной мемориальной доской — композитору Кошицу, затянуть Булгакова (не Кошица) пленкой, завести речь о понижении в звании — с «памятника национального значения» до «памятника местного значения», задуматься о том, чтобы снести памятник писателю рядом с домом или хотя бы прибрать его во двор — чтобы глаза не мозолил… Но тех, кто боится, что музей закроют, выкинут из помещения, я могу успокоить — если это и случится, то нескоро. И не весь. Ведь это все равно, что съесть всю шоколадку сразу.

Теория авторитарного замысла разбивается о крайнюю нерешительность главного игрока и претендента на «шоколадку». Он как будто и хотел бы проглотить ее всю, но что-то его все время останавливает. И это не только детское стремление растянуть удовольствие. Но, скорее, взрослое подозрение, что то, что он ест — не совсем шоколад. Поэтому он откусывает по маленькому кусочку, осторожно разжевывает и смотрит: что из этого выйдет. Но даже если то, что он ест, ему не слишком нравится — например, он понимает, что это не шоколад, а лягушка, которую, как известно из классики, надо проглотить быстро — он все равно будет и дальше имитировать поедание шоколада. Потому что признавать свои ошибки в нашей постсоветской культуре считается слабостью. Да и всегда остается надежда, что остатки шоколадки в перспективе можно будет на что-нибудь обменять по хорошему курсу.

В результате власть консервирует проблемные вопросы, которые следовало бы решать по библейскому принципу: «чтобы ваше да было да, а нет — нет». Наиболее очевидный пример «домашнего консервирования» — как раз вопрос: «быть или не быть» УПЦ МП. Помимо того, что это действительно очень непростой вопрос, проблема — в самих политических целях, которые остаются то ли до конца несогласованными между стейкхолдерами, то ли то, что согласовано, и то, что выносится на широкую публику, не слишком совпадает.

При том, что на протяжении более чем двух лет власть утверждает: УПЦ МП представляет собой угрозу национальной безопасности, спустя два года эта церковь все еще есть, действует, вещает окрепшими голосами и, если верить власти и СБУ, продолжает «представлять собой опасность». Но… ее не запретят. Законодательный «запрет» — одиозный законопроект №8371 — в самом идеальном случае позволит нарезать кусочки еще тоньше и дольше, ровно так, чтобы ни в коем случае не разрешить эту проблему в корне. Закон, вокруг которого столько надежд, опасений и скандалов, лишь определит в общих чертах размеры и форму шоколадки, которую никто не собирается съедать всю.

Так что же, может, нам всем, как НМИУ, открыть «монобаночку» и скинуться на «уборку МП в Украине? К Пасхе, наверное, уже не успеем. Ну хотя бы к Рождеству? Собственно, это уже происходит на местах, где государственные и коммунальные службы не выполняют свои функции, и заинтересованным сторонам остается старый добрый Do-It-Yourself: кто-то своими руками заваривает двери храма, кто-то своими руками выпиливает заваренные двери. Возможно, и НМИУ тоже стоит так сделать — за собранные деньги присмотреть хорошую болгарку, умелую бригаду, частное охранное агентство...

Мне могут сказать, что «принцип шоколадки» это и есть «политика»: искусство балансировать интересы и сдерживать интересантов, никогда не «доедая» до конца все то, что позволяет в настоящем или будущем обеспечить равновесие и сдерживание. Не стану спорить. Замечу только, что национальные интересы не всегда совпадают с интересами конкретных политиков и даже целых политических партий. Можно даже сказать, что национальные интересы в большинстве случаев оказываются заложниками, а не бенефициарами realpolitic.

В нашем случае национальные интересы Украины требуют довести до логического завершения процесс деколонизации и декоммунизации — сбросить с себя (или, скорее, вынуть из себя) все советское, оторвать и выбросить прочь все имперское. Но на памятникe Родине-Матери меняют серпимолот на тризуб. И это магическое действие каким-то образом превращает имперскую метку в «памятник патриотизму». Арка Дружбанародов (народное, а значит, настоящее название — «ярмо народов») остается на своем месте, но меняет фамилию, согласно своему новому матримониальному статусу.

Все эти «соломоновы решения» помогают советскому и имперскому мимикрировать и остаться с нами, вокруг нас. И внутри нас.

Но если таковы правила игры, не может быть претензий и к руководству УПЦ МП: оно просто поступает точно так же — ест свою «шоколадку», откусывая по крошечному кусочку в качестве «уступки политическим реалиям». Отказываясь от радикального разрыва с Московской патриархией, оно находит спасение в косметических правках: «закрашивании» Московского патриархата в документах, открещивании от отдельных одиозных персон и идей, декларации своей «украинской принадлежности». Даже службы кое-где стали на украинском языке проводить. Все это никак не мешает (и даже помогает) УПЦ МП сохранить свою верность русскому православию и принадлежность к русскому миру.

Источник материала
loader
loader