Конституция Украины позволяет нести невоенную службу гражданам, чьи религиозные взгляды запрещают держать оружие в руках. Но Верховный Суд требует, чтобы человек доказал глубокие духовные убеждения. Фокус поговорил с представителями разных конфессий и выяснил, можно ли верующим отказаться воевать.
Всеобщая мобилизация в Украине подразумевает исключения для военнообязанных по религиозным взглядам. Ряд конфессий запрещает верующим брать в руки оружие. Конституция позволяет им нести альтернативную службу: формально они находятся в штате ВСУ, но не воюют. Действительно, законодательство наделяет людей правами, но на практике возникают сложности.
Статья 35 Конституции Украины не освобождает от обязанностей перед государством и исполнения законов в силу религиозных взглядов. В случае, если исполнение воинского долга противоречит нормам религии, верующему разрешается нести альтернативную, невоенную службу. Основной закон не дает механизмов, как доказывать эти нюансы в суде.
Верховный Суд Украины в недавнем рассмотрении дела об уклонении от мобилизации по религиозным убеждениям постановил, что при отказе от службы по соображениям совести придется не только подтверждать принадлежность к религиозной организации, но наличие глубоких духовных убеждений.
Верующий избежит наказания за уклонение от призыва, если подтвердит:
- принадлежность к действующим религиозным организациям, вероучение которых запрещает брать в руки оружие;
- искренность веры последовательными действиями.
Последний пункт оставили без конкретики. Какие именно аргументы в пользу искренности религиозных убеждений суд сочтет весомыми, неясно.
"Право на свободу вероисповедания имеет как внешний, так и внутренний аспекты. Для отказа от службы в Вооруженных силах по совести, лицо должно продемонстрировать наличие искренних и последовательных убеждений, кроме собственных слов и утверждений близких", — указывают судьи.
Адвентисты, иеговисты и кришнаиты: какие религии запрещают воевать
В Украине насчитывается 10 религиозных организаций, учения которых запрещают брать в руки оружие:
- адвентисты-реформисты;
- адвентисты седьмого дня;
- евангельские христиане;
- евангельские христиане-баптисты;
- мученики;
- свидетели Иеговы;
- харизматические христианские церкви и церкви, приравненные к ним по зарегистрированными уставами;
- христиане веры евангельской и церкви, приравненные к ним по зарегистрированным уставам;
- общество Сознания Кришны.
Очевидно, доказательство вероубеждений превратится в комплексный вопрос для украинской судебной практики. Законодательный пробел может доставить верующим немало проблем, рассказывает Фокусу Максим Крупский, руководитель отдела общественных связей и религиозной свободы Церкви адвентистов седьмого дня в Украине.
"Наши верующие ознакомлены с нюансами военного времени и понимают, что без глубоких собственных убеждений сложно аргументировать свою правоту на этапе общения с работниками ТЦК. Однако искренняя преданность служению и церкви облегчает общение со следователями, если дело дошло до суда", — объясняет он.
Преследуют ли в Украине уклонистов по религиозным убеждениям?
Священнослужитель приводит в пример известное дело Дмитрия Зелинского, представителя данного христианского сообщества. Мужчина получил три года тюрьмы за уклонение от призыва и сейчас ждет конституционное обжалование. Суд не посчитал его убеждения достаточно обоснованными.
В открытых источниках указывается, что Зелинский получил повестку, прошел военно-врачебную комиссию, но в учебную часть не поехал. Свой отказ он аргументировал запретом держать в руках оружие и требовал альтернативную службу.
Суд первой инстанции Тернопольской области освободил мобилизованного от наказания по ст. 35 Конституции Украины, но прокурор подал апелляцию. Сторона обвинения указала, что в 90-х годах Зелинский два года служил в воинской части водителем. После армии он еще три года работал в транспортной милиции.
Кроме Зелинского, другие адвентисты в тюрьмах не сидят, несколько дел проходят первую судебную инстанцию. В силу разных обстоятельств и личных убеждений часть последователей служат в рядах ВСУ на позициях боевых медиков.
Крупский выразил беспокойство из-за того, что в последние недели прихожане Церкви адвентистов седьмого дня не могут доказать в судебном порядке свои религиозные принципы. Им не дают отказаться от мобилизационного распоряжения (так называемой "боевой повестки"), чтобы они отстаивали правоту в судах.
"Мне известны три случая, когда наших братьев отправили сразу в учебные центры без права отказа от мобилизационного распоряжения. Они пытаются отстоять свои права по 35-й статье Конституции, но сталкиваются с неприятными последствиями. Случаи известны Уполномоченному Верховной Рады по правам человека. Пока церковь не доносила эти дела до международных правозащитных организаций, мы верим в справедливость правосудия", — описал ситуацию Крупский.
Известен также случай оправдания в суде члена общины "Свидетели Иеговы" за отказ проходить службу в рядах ВСУ. Житель Бориспольского района, пройдя медкомиссию, отказался брать повестку для мобилизации и не явился в учебный центр. В суде он показал справку, что является членом общины, которой запрещено брать в руки оружие.
Верующий подавал заявление о прохождении альтернативной службы после того, как медкомиссия признала его годным. В ТЦК его просьбу проигнорировали. Суд в итоге признал, что верующий не уклонялся от мобилизации, так как предлагал военным альтернативную службу.
"Мобилизация касается каждого в отдельности, в этом вопросе нет единого подхода, как надо себя вести. Каждый человек исполняет свой долг как внутренний, так и перед страной. Наша религиозная организация не запрещает верующим держать оружие, они руководствуются своей совестью и принимают собственные решения, в том числе и в юридической плоскости", — прокомментировал Фокусу представитель церкви Свидетелей Иеговы.
Если последователя церкви остановили на улице представители ТЦК и полиция, ему придется самому доказывать свои религиозные мотивы. Церковь Свидетелей Иеговы не имеет к этому отношения, а тем более полномочий по защите верующих от военкомов, добавил он.
Пожертвования и участия в церковных делах: как доказать свою веру?
Доказательство религиозных убеждений, по оценкам Крупского, сложно подтвердить в суде. Протестантским общинам легче: их последователи встречаются до четырех раз в неделю на проповедях и найти свидетелей не будет проблемой. В религиозных общинах имеются актуальные списки и справки о членстве, выдающиеся под ответственность священнослужителей.
Прокуроры могут увидеть умысел уклонения от призыва, если человек стал членом церкви после начала полномасштабного вторжения России, замечает представитель Церкви адвентистов седьмого дня.
По мнению адвоката в сфере военного права Олега Леонтьева, во взаимоотношении представителей различных конфессий и государства важное место занимает человеческий фактор. При умном и человеческом подходе ТЦК и командиров проблемы с привлечением верующих в ряды ВСУ решаются относительно быстро.
"Бывает так, что руководитель ТЦК сам отпускает верующих. Для доказательства искренности вероисповедания в суд приглашают настоятелей церквей. Но если человек недавно стал прихожанином, руководители общин могут не подтвердить искренность его веры", — объясняет он Фокусу.
Чтобы не было претензий со стороны следствия и судов, верующему надо быть из религиозной семьи и регулярно посещать церковные собрания. Данные пункты подтвердят прихожане или отметки в журналах посещений, если они ведутся. Человек также должен жертвовать деньги, имущество, помогать развивать деятельность конфессии, подытожил Леонтьев.
МВД Украины в декабре 2023 года объявило в розыск настоятеля Русской православной церкви Кирилла. Священнослужителя обвиняют в посягательстве на территориальную целостность Украины и ведении агрессивной войны.