Дело Профьюмо: самый громкий секс-скандал Великобритании, который потряс весь мир
Дело Профьюмо: самый громкий секс-скандал Великобритании, который потряс весь мир

Дело Профьюмо: самый громкий секс-скандал Великобритании, который потряс весь мир

Королева Елизавета II и Джон Профьюмо на 70-летии Маргарет Тэтчер, 1995 год

На дворе стояли 60-е годы — Вторая Мировая война закончилась победой над фашизмом, молодая королева Елизавета десять лет как занимала трон, а мир погряз в масштабном столкновении капитализма и коммунизма. Но войны-войнами, а развлечения по расписанию — так что на закрытых вечеринках в «мужских клубах» продолжал рекой течь виски. Эдаким Джоном Гэтсби для высшего общества тогда был Стивен Уорд — поистине многогранная личность. Утром Уорд был заботливым остеопатом для первых лиц страны от Черчилля до принца Филиппа, а ночью его дом превращался в площадку для самых скандальных вечеринок. Алкоголь, наркотики, сексуальные оргии с возможностью удовлетворить буквально любые желания — все это было в меню Уордовского дома. И, кончено, куда тут без дам легкого поведения — их обычно находили в самых распутных ночных клубах. Одной из них оказалась Кристин с говорящей фамилией Килер — девушка по вызову, которая работала в популярном тогда кабаре Murray’s.

«Мы живем, как брат и сестра»

Кристин Килер

Стивен Уорд

Когда Кристин впервые появилась на вечеринке Уорда, тот быстро понял, что девушка может стать главным козырем в его рукаве. Влиятельные мужчины с его вечеринок ждали от Стивена, что он поставит им лучших, первоклассных девушек — и Кристин как раз была такой. Темные волосы, светлая кожа и тонкая талия — несмотря на то, что девушка была малообразована, мужчины буквально падали при виде нее. Впрочем, причем тут вообще образование? Ведь Кристин приходила на вечеринки совсем не ради бесед.

Поняв, что с помощью Кристин он сможет доставить удовольствие своим господам, Уорд быстро забрал ее из непристойного кабаре и поселил в своем доме. Но сам ни разу не воспользовался ее «услугами» — как писала сама Кристин, он был для нее лишь наставником, который учил тонкостям обращения с сильными мира сего:

«Стивен Уорд был пауком, который соткал огромную сеть, в которую я так легко попала. Он был моим наставником. Мы спали в одной комнате, но жили, как брат и сестра. Между нами не было сексуальных отношений. Стивен хотел, чтобы я раздевалась перед другими людьми. Влиятельными людьми»

Хотя, были и другие версии, почему Уорд решил приютить бывшую танцовщицу. Сама Кристин утверждала, что Стивен был двойным агентом. Якобы, он работал и на Британскую разведку, и на КГБ — но никто из руководства стран об этом не подозревал.

Кристин Килер, 1960-е

Роковое знакомство

Вскоре Кристин стала завсегдатаем вечеринок Уорда. Она вступала в связь с высокопоставленными чиновниками, но добраться до самой верхушки пирога ей так и не удавалось. До одного случая — когда на сборище аристократов нагрянул военный министр Великобритании Джон Профьюмо со своей женой Валери.

Высокий, статный и немолодой миллионер со своей спутницей — одной из самых популярных актрис в мире — для Кристин и ее «наставника» Стивена Уорда он был пределом мечтаний. И девушка не стала медлить. На той самой решающей вечеринке Уорд предложил ей искупаться в бассейне, а когда Кристин обнаружила, что не взяла с собой купальник, Стивен предложил ей искупаться голой. Девушка наслаждалась прохладной водой, как вдруг около бассейна появилось два подвыпивших джентльмена — одним из которых и был Джон Профьюмо. Кристин смутилась (или сделала вид, что) и поспешила выйти из бассейна, прикрыв тело полотенцем. Но его размер был настолько мал, что Килер пришлось выбирать — и она выбрала обнажить грудь.

«Я скользнула в тень, чтобы они не успели насладиться моей наготой. Но они уже выпили, и попытались сорвать полотенце. Я пыталась убежать, а мистер Профьюмо и лорд Астор хватали меня. Я тоже выпила, и воспринимала это как веселую игру. То ли полотенце упало, то ли я перестала его держать — но они оба восторженно закричали. И тут появились другие гости — в том числе, жена Профьюмо»

Джон Профьюмо с женой Валери Хобсон

Джон Профьюмо, Валери Хобсон и их сын Дэвид

Была ли Валери Хобсон против связи своего мужа с 19-летней Кристин? Определенно, да. Но ее мнение в тот вечер мало что решало, ведь Джон Профьюмо всю вечеринку не отходил от своей новой «добычи». Он резвился с Кристин в бассейне, дотрагивался до ее рук и груди, а Валери, тем временем, томно курила «на суше». В конце дня Профьюмо пообещал Кристин, что «найдет повод с ней связаться», и девушка покинула вечеринку.

Новый друг

На тот момент Кристин уже жила одна в арендованной квартире в Лондоне. И так как она была изрядно пьяна, Стивен Уорд попросил подбросить ее до дома другого фигуранта дела — своего друга и частого гостя вечеринок, советского полковника Евгения Иванова.

«Когда я собирался уходить, хозяин дома попросил меня отвезти Кристин: „Пожалуйста, увези ее“ — прошептал он мне на ухо, „Иначе министр совсем потеряет голову“. В машине мы говорили о ничего не значащих вещах. Потом ее рука дотронулась до моей, а через несколько секунд она уже целовала мои плечи и шею»

По словам Иванова, Кристин предложила ему выпить чаю в ее апартаментах — но полковник предпочел неразбавленную водку. И хотя сам Иванов утверждал, что связался с Кристин только в целях разведки — записи в его мемуарах говорят, что и он попал под ее чары:

«Хорошо, что мебель в квартире оказалась достаточно прочной. Иначе материальный ущерб от наших любовных игр оказался бы весьма значительным. Захваченный жарким ритмом нашей страсти, я забыл обо всем. Я не думал ни о завтрашнем дне, ни о своей службе»

Роман с Профьюмо

Валери Хобсон и Джон Профьюмо, 1960-е

Так Кристин начала встречаться сразу с двумя мужчинами — причем, Иванов знал о ее связи с Профьюмо, а вот британский министр искренне думал, что девушка верна только ему. И хотя он описывал ее, как «необразованную и поверхностную особу, которую не интересовало ничего, кроме косметики, причесок и музыки» — на каждой вечеринке Джон Профьюмо не отходил от новой спутницы, забыв про жену. Но дело не ограничилось редкими встречами. Профьюмо приезжал в лондонскую квартиру Кристин и даже хотел снять ей отдельные роскошные апартаменты и навещать, когда ему будет удобно. Но его страсть к танцовщице быстро угасла — и когда Кристин узнала, что беременна от министра, ей пришлось самой выкручиваться из ситуации.

Начало конца

Хирург сказал Кристин, что срок уже слишком большой, а потому больница отказывает ей в операции аборта. Но Килер не сдалась — она приплатила 20 фунтов местной медсестре за то, чтобы та провела ей тайную операцию. Риск чуть не стоил Кристин жизни — она потеряла много крови и, если бы не бригада скорой, запросто могла бы умереть.

Не выдержав ударов судьбы, Килер пустилась во все тяжкие. Она пристрастилась к наркотикам, которыми ее снабжал новый любовник — уроженец Ямайки Лакки Гордон.

Кристин Килер, 1960-е

Кристин Килер, 1960-е

Кристин писала в мемуарах, что побаивалась нового друга — Гордон устраивал ей сцены ревности и периодически поднимал руку. Апогеем их конфликтов стало то, что Кристин зачем-то рассказала Лакки о своем любовном треугольнике с Профьюмо и Ивановым — а также о том, кто познакомил ее с влиятельными мужчинами. Не выдержав унижения, Гордон отправился к особняку Стивена Уорда, вооружившись пистолетом. Но план, изначально не блещущий стратегией, быстро провалился — охрана Уорда арестовала беженца без документов и вызвала полицию.

Знал бы Уорд, кто был час назад перед его воротами — попытался бы уладить все без лишнего шуму. Но процесс уже был запущен. В полиции Гордон рассказал, что побудило его прийти к местному остеопату, а Кристин ничего не оставалось, как подтвердить историю.

Мировой скандал

Конечно, такая новость не могла оставаться в стенах полицейского участка — и уже на следующее утро газета Sunday Mirror вышла с шокирующей статьей про некую танцовщицу Кристин Килер, услугами которой пользовался и советский разведчик, и сам Джон Профьюмо, одно из первых лиц государства и друг Королевы.

Другие издания тут же подхватили горячую историю, и масштаб трагедии было не остановить.

Стивен Уорд, 1960-е

Кристин Килер, 1963 год

Евгения Иванова срочно вызвали в СССР — правда, там с ним стало происходить что-то странное. Его не уволили и он не «пропал без следа», как это обычно бывает с разведчиками, нарушившими задание руководства. Евгения Иванова повысили в звании, а его жена Майя — дочь крупного советского чиновника — даже не думала от него уйти. Это натолкнуло тех, кто следил за делом, на очевидную мысль — настоящим «пауком» в деле был вовсе не Стивен Уорд, а Иванов. Позже британская разведка нашла этой идее доказательства. Например, он поручил Кристин узнать, когда Америка и Великобритания будут тестировать новые ядерные боеголовки. А когда Килер не смогла этого сделать — то сам заявился в дом Профьюмо в его отсутствие и сфотографировал тайные документы, пока его жена наливала чай.

Но если Иванов стал чуть ли не национальным героем, то Профьюмо ждала настоящая опала. После ряда статей в газетах ему дали право выступить перед парламентом и объясниться — но Джон до последнего отрицал связь с Кристин и говорил, что все это заговор подлых коммунистов. К несчастью для Профьюмо, на этот раз СССР был не виноват — и когда британская разведка нашла неопровержимые доказательства его связи с Килер, бывшего военного министра отстранили от дел.

Одними из улик были письма, которые Профьюмо так неосторожно оставлял молодой любовнице. В них он обращался к ней «Дорогая Кристин», а подписывал неизменно «Джон Профьюмо».

Кристин Килер, 1960-е

Кристин Килер, 1960-е

Правда, все закончилось не так драматично. Для народа Профьюмо стал антигероем, а вот в кругах бывших друзей из Итона и Оксфорда Профьюмо по-прежнему был рукопожатен. После скандала он устроился посудомойщиком в благотворительную организацию Тойнби Хилл в Лондоне, а его жена помогала больным проказой. Способ обелить репутацию сработал, и в 1975 году Профьюмо наградили орденом Британской империи. А в 1995 Джон Профьюмо посетил банкет в честь 70-летия Маргарет Тэтчер, да еще и сидел рядом с королевой Елизаветой, что стало явной отмашкой всем — Профьюмо окончательно прощен.

Кристин Килер, 1980

Кристин Килер, 2000-е

Что касается Кристин Килер, то девушку приговорили к 9 месяцам тюрьмы за лжесвидетельство. Но хотя срок и не был большим, сама Кристин писала, что ее обрекли на «пожизненное заключение». Теперь она была известна народу, как шпионка, предательница и девушка без моральных принципов — а с таким набором трудно наладить жизнь в консервативной Британии. Но, как ни странно, именно ненавистное прошлое стало для Кристин источником дохода. Она выгодно продавала вышеназванные письма таблоидам, а также написала несколько книг о своих отношениях с Джоном Профьюмо (читайте также: 5 качеств идеальной любовницы, о которой мечтает каждый мужчина).

А как же Стивен Уорд?

Стивен Уорд, 1963 год

А вот к Стивену Уорду судьба оказалась не столь милостива. Как писала в своих дневниках Кристин Килер, «Уорд знал слишком много, так что рано или поздно его должны были убить». Это была правда: Стивен Уорд был посвящен в самые грязные тайны и пристрастия не только британской правящей верхушки — так что его смерть была выгодна спецслужбам многих стран. По официальной версии, Уорд покончил с собой в своей квартире, отравившись барбитуратами, в 1963 году, когда судебный процесс еще не был завершен. Но для многих показалось очевидным то, что Уорду помогли уйти из жизни, чтобы он не заговорил на одном из допросов (читайте также: Кто виноват в гибели принцессы Дианы: 6 теорий заговора).

Кристина Калугина

Фото: Legion Media

Источник материала
Поделиться сюжетом
Упоминаемые персоны