Как сложилась судьба малолитражки Syrena
Как сложилась судьба малолитражки Syrena

Как сложилась судьба малолитражки Syrena

Ровно 55 лет назад, 16 июня 1969 года на заводе FSМ в Польше был выпущен юбилейный, 100-тысячный автомобиль польской марки Syrena. Так в Древней Греции назывались мифические существа с головой женщины и телом птицы, которые привлекали своим пением.

Еще в июле 1953 года предприятие получило заказ на разработку малолитражного автомобиля. Первый прототип появился в декабре того же года, а еще два – в январе следующего.

Любопытно, что на их металлической раме был установлен кузов с деревянным каркасом, облицованный древесноволокнистыми плитами (ДВП). А на серийных машинах его заменили уже цельнометаллическим. Производство развернулось 20 марта 1957 года и до его конца изготовили 200 машин.

Интересно, что на Syrena с целью рационализации производства предполагалось использовать до 50% компонентов от выпускаемых заводом FSO машин среднего класса Warszawa. А вот двигатель, понятно, был куда проще: двухцилиндровый двухтактный S15 c возвратно-петлевой продувкой. При рабочем объеме 746 см куб. он развивал 27 л. с. Охлаждение его было жидкостным, термосифонным, то есть без водяного насоса. Трубчатый радиатор располагался позади мотора, подача топлива осуществлялась самотеком. Рычаг 4-ступенчатой коробки передач располагался на рулевой колонке.

Передняя подвеска была независимой, на поперечной полуэллиптической рессоре. А задняя – зависимая, на продольных рессорах. Кузов типа двухдверный седан крепился к раме в восьми точках, причем на резиновых амортизаторах.

Компактная модель имела длину 4085 мм, ширину 1520 мм и высоту без нагрузки 1530 мм. Емкость багажника составляла 390 л. Машина весом 950 кг развивала скорость до 100 км/ч и расходовала на «сотню» 8 – 9 л горючего.

Syrena 105

В дальнейшем автомобили Syrena несколько раз подвергались модернизации. В 1960 году появилась модель Syrena 101, которая в частности уже имела топливный насос. В 1962 – 1963 гг. на смену ей пришла модель 102, но мощность и скорость оставались прежними. А вот в 1963 году на модели 103 появился новый двигатель S-150. Мощность его возросла до 30 л. с., а максимальная скорость машины – до 105 км/ч. В 1966-м начался выпуск самой массовой модели – 104, рабочий объем двигателя возрос до 842 см куб., а мощность до 40 л. с. И наконец с 1972 по 1983 год выпускалась модель 105 с усовершенствованным кузовом.

Нужно сказать, что на заводе FSM в Бельско-Бяла выпускали в 1972 – 1983 годах коммерческий автомобиль Syrena P20. Он был создан на базе легковой Syrena 105 и имел двухместную металлическую кабину. А бортовая платформа площадью 2 м кв. была рассчитана на грузоподъемность 350 кг. В 1974 году появилась модель P20M – с увеличенным кузовом и пониженным погрузочным порогом. А еще позже выпустили модель P20F, которая имели съемную кузовную надстройку из стали и застекленную заднюю дверь, которая поднималась вверх.

В 1975 – 1983 гг. изготавливался также развозной автомобиль FSM модели Syrena Bosto с кузовом универсал. Название Bosto было сокращением от слов «грузопассажирский автомобиль из Бельска». Он имел переднюю часть от легковой машины Syrena 104, а задняя часть была совершенно новой, с высокой крышей, пониженным уровнем пола и усиленной задней подвеской.

Доступ в заднюю часть кузова осуществлялся через тыльную двухстворчатую застекленную дверь. Машина могла перевозить четырех человек и 200 кг груза. Всего до 30 июня 1983 года было произведено 521 311 автомобилей Syrena всех моделей.

Источник материала
Поделиться сюжетом