Информационная война: кто в Беларуси распространяет российские фейки и дезинформацию
Информационная война: кто в Беларуси распространяет российские фейки и дезинформацию

Информационная война: кто в Беларуси распространяет российские фейки и дезинформацию

Председатель БАЖ Андрей Бастунец и медиаэксперт Михаил Дорошевич поделились результатами последних исследований белорусского медийного пространства: кто и как в Беларуси распространяет российскую пропаганду.

Оригінал публікації на сайті «Білоруської асоціації журналістів» за посиланням

«Почти половину всего эфира белорусского телевидения занимают российские передачи»

Председатель БАЖ Андрей Бастунец вначале обрисовал общую картину с независимыми медиа в Беларуси:

— Почти все ведущие медиа вынуждены были уехать из страны, их социальные сети признаны «экстремистскими материалами», а сами издания — «экстремистскими формированиями», что само по себе является основанием для уголовного преследования, — отметил председатель БАЖ.

Цель «новой информационной политики» белорусского режима — отвадить аудиторию от независимых СМИ. В Беларуси возбуждено более 5 тысяч дел по «экстремистским преступлениям» — преимущественно за действия в интернете.

Белорусские власти вытесняют независимые медиа из белорусского медиапространства, а их место (которое, как известно, никогда не бывает пустым) занимают прорежимные, пророссийские и государственные медиа.

В Беларуси государство сохранило монополию на телевидение (приватизации медиа в Беларуси, в отличие от многих стран постсоветского пространства, не произошло вообще). Поэтому государственное телевидение сегодня и выступает в качестве главного рупора пропаганды.

БАЖ с 2019 года проводит мониторинг пророссийской пропаганды на белорусских телеканалах. В феврале 2024 года было проведено очередное исследование, в которое попали «Беларусь 1», ОНТ и СТВ.

Среди прочего измерялись количество и время показа на этих каналах телепродукции, произведенной в России или с ее участием, в прайм-тайм (с 19:00 до 24:00).

На «Беларусь 1» телепродукция, произведенная в России или с ее участием, составляла 25,7% сюжетов, или 57,13% эфирного времени; на ОНТ — 59,2% и 45,9% соответственно; на СТВ — 22,3% и 48,2%.

Речь идет не только о информационных передачах, но и о российских фильмах, концертах и другой развлекательной продукции, которые создают для зрителя определенный фон восприятия. Цифра получилась более чем красноречивая: около 50% прайм-тайма белорусских телеканалов занимала российская продукция.

Председатель Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец. Фото: БАЖ

Но, как ни странно, за последние годы эти показатели немного снизились.

На «Беларусь 1» количество российского контента составляло 63% в 2019 году, 63,6% — в 2020, и 57,13% — в 2024 году. На ОНТ ситуация по годам распределялась следующим образом: 72% — в 2019 году, 79% — в 2020 году, 45,9% — в 2024 году. На СТВ: 47% (2019 год), 56% (2020 год), 48,2% (2024 год).

Мониторинг также изучал основные пророссийские и антизападные нарративы, которые озвучивает белорусское телевидение в итоговых информационных передачах дня. Среди сюжетов с такими нарративами (более трети от всех сюжетов, а точнее 34–38%) от 10 до 17% носили антиукраинский характер. А самое «видное» место занимала пропаганда, направленная против так называемого «коллективного Запада» — почти половину всего контента.

Обычная лента белорусского телевидения, касающаяся именно Украины, выглядела примерно так: война в Украине — это война Запада против России; Украина лишается международной поддержки, так как на Западе хватает и собственных проблем; Запад, СБУ и беглые хотят захватить белорусские земли.

«Антизападные» сюжеты вместе с «антиукраинскими» сюжетами в итоговых новостных передачах занимали на трех телеканалах от 57 до 70% (от всех сюжетов с пропагандистскими нарративами).

От 30 до 42% от количества таких сюжетов составляли сюжеты с месседжами вроде «Беларусь не сломить санкциями», «Беларусь вместе с Россией», «Общая память, общая победа».

«Пропагандисты очень любят и использовать, и распространять фейки»

Медиаэксперт Михаил Дорошевич рассказал о распространении российских нарративов в мессенджерах и соцсетях. Выводы сделаны на основе исследования медиапотребления белорусской интернет-аудиторией в стране и за рубежом, которое было проведено в сентябре-октябре 2023 года по инициативе Коалиции по цифровым навыкам и Белорусской национальной платформы.

Например, исследователи выявили значительную разницу в медиапотреблении информационного контента основными центрами белорусской эмиграции (Польша, Литва, Грузия) и жителями внутри Беларуси.

Михаил Дарошевич. Фото с личной страницы в Facebook

Из каких источников мы чаще всего черпаем информацию? Самым популярным источником оказался YouTube, на втором месте — сайты и СМИ в интернете, на третьем — социальные сети, и только на четвертом месте находятся телеграм-каналы и другие мессенджеры.

Однако безусловным лидером среди мессенджеров является Telegram: 65% белорусской эмиграции и 66% аудитории из Беларуси отдают предпочтение информации именно из телеграм-каналов.

Общая для всех белорусов пятерка лидеров среди мессенджеров выглядит так: Telegram, Viber, WhatsApp, Facebook, Discord.

Ответы на вопрос «Есть ли источники информации, которым вы доверяете больше остальных? И если да, то каким именно?» выявили печальную тенденцию: каждый четвертый опрошенный не доверяет никаким источникам.

Респонденты считают, что главными источниками распространения фейковой и ложной информации являются соцсети, телевидение, сайты и СМИ в интернете, YouTube.

По количеству подписчиков лидируют «токсичные телеграм-каналы». Однако медиаэксперт объяснил это тем, что в Беларуси «рекомендуется подписываться на «токсичные каналы», чтобы не быть задержанным силовиками». То есть, условно говоря, подписка на «Пул первого» должна служить охранной грамотой от силовиков.

В целом, как констатировал Михаил Дорошевич, пропагандисты очень любят употреблять слова «фейк» и «дезинформация», и одновременно являются главными распространителями ложной информации.

В течение 2023 года со словом «фейк» выявлено 3220 публикаций, с «дезинформацией» — 1184 публикации. Чаще всех слово «фейк» использовал телеграм-канал ЖС Premium — 140 раз за год. В целом слово «фейк» использовали 565 каналов, а посты с ним суммарно набрали 31 659 237 просмотров. Чаще всего оно фигурировало при освещении событий в белорусском демократическом лагере, событий в Украине, в сообщениях о теракте в Израиле.

На вопрос о том, независимые медиа или государственная пропаганда больше влияют на белорусов, Михаил Дорошевич не смог ответить уверенно. И вот почему:

— Это война, информационная война, она принимает гибридные формы. В распоряжении государства — телевидение и радио, в то время как у оппонентов — только интернет, — объясняет медиаэксперт.

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
Долучитись
Теги по теме
Беларусь
Источник материала
Поделиться сюжетом