Военной полиции быть. Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №6569-д, который перед тем же и отложила из-за негативного резонанса. "Страшилки", вытекающие из российских телеграм-каналов, сгоряча подхватила часть украинского юридического сообщества, увидев в законопроекте наступление на права человека. Впрочем, на фоне проблем с мобилизацией, новостей с фронта и политических баталий острая реакция на любое новшество может найти свое объяснение.
Журналистка Коротко про собрала 9 распространенных мифов о создании военной полиции и попыталась их развенчать. Или нет.
Миф 1. Военная полиция – это новый карательный орган, требующий дополнительного финансирования
Военная полиция не является новым органом в том смысле, что он дополнительный. ВП будет создана на основе существующей ВСП – Военной службы правопорядка. Военной полиции будет передано движимое и недвижимое имущество ВСП, оружие, транспортные средства, базы данных, человеческие ресурсы. Когда закон будет принят и он вступит в силу, на смену названию отведут три месяца.
Что касается финансирования, то в пояснительной записке говорится, что "принятие и реализация законопроекта не требует выделения средств из Государственного бюджета Украины". Насколько это соответствует действительности, трудно сказать, потому что с образованием ВП в ВСП должны добавиться оперативные законы для проведения оперативно-розыскной деятельности и внутренняя служба безопасности. Однако законом определено, что общее количество военной полиции (включая гражданских вольнонаемных) не может превышать 1,5% от общей численности личного состава ВСУ и других военных формирований. Такие требования по численности действовали и в ВСП.
Миф 2. Военную полицию создают, чтобы она охотилась на уклонистов
Задачи военной полиции касаются исключительно армейской сферы. То есть она будет работать только среди военных - с военными ВСУ и Государственной специальной службы транспорта, а также с резервистами во время прохождения ими сборов на военных полигонах.
Полномочий по гражданским лицам у военной полиции нет. Нарушение правил мобилизации и военного учета не входит в ее компетенцию, а вот нарушение распорядка военной службы и военные правонарушения – входят. ВП будет заниматься розыском дезертиров и лиц, самовольно покинувших воинскую часть.
Розыск уклоняющихся от военного учета и мобилизации будет осуществлять, как и сейчас, исключительно Национальная полиция.
Миф 3. Военная полиция будет штрафовать за неповиновение требованиям ТЦК и СП
Параллельно с законопроектом о военной полиции Верховная Рада приняла в первом чтении аналогичный документ 6570-д, который действительно закрепляет за военной полицией право выписывать штрафы. Для этого в КУоАП добавляется новая статья 188-58 – «Невыполнение законных требований должностных лиц Военной полиции». Посмотрим, о чем идет речь:
- непредоставление информации или предоставление заведомо недостоверной информации, уведомление третьих лиц о том, что о них собирается информация – штраф от 4250 грн до 6800 грн,
- невыполнение представления или других законных требований должностных лиц Военной полиции по устранению нарушения требований законодательных актов - штраф от 10 200 грн до 17 000 грн.
– То есть речь идет о работе военной полиции с информацией, которую она имеет право требовать от руководителей военных подразделений. В отношении ТЦК и СП, также воинских частей, штрафы могут быть наложены на их руководителей и ответственных работников. В отношении гражданских, нарушающих правила учета и требования ТЦК, штрафы выписываются непосредственно в терцентре. Военная полиция здесь ни при чем, – объясняет юрист Игорь Зорин.
Миф 4. Военная полиция будет иметь особые полномочия – проникать в квартиры
Самый популярный миф, тиражируемый под лозунгом "зрада Конституції". Мол, Основной закон провозглашает жилье неприкосновенным, а тут дверь ногой позволила открывать. В комментарии ТСН заместитель председателя парламентского комитета по правоохранительной деятельности Максим Павлюк признался, что эта норма дискутируется и между депутатами. Речь идет о праве военной полиции проникать в жилище в «неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества или с непосредственным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступления».
– Такое же право имеет гражданская полиция, – напоминает Игорь Зорин. – Представьте ситуацию, когда преступник убегает от правоохранителей и забегает в квартиру, где женщины и дети. Или люди звонят в полицию и сообщают, что в соседней квартире крики и стрельба. Так же в казарме или военном городке могут возникать инциденты, требующие безотлагательного вмешательства. Закон обязывает как гражданских полицейских, так и военных немедленно сообщить о случившемся в прокуратуру и вызвать следственно-оперативную группу.
Миф 5. Военная полиция будет собирать доносы и будет содержать информаторов
Речь идет о праве военной полиции "осуществлять сотрудничество с физическими лицами, в том числе на договорных началах, соблюдая условия добровольности и конфиденциальности этих отношений, материально и морально поощряя лиц, оказывающих помощь в предупреждении, выявлении, прекращении уголовных правонарушений".
– Работа с агентурой – обязательная составляющая оперативной работы, – говорит бывший следователь, а ныне адвокат Алексей Сиротин. – Оперативники вербуют человека из преступной группировки или внедряют туда своего – для документирования закупки наркотиков, контрабанды или разоблачения коррупционера. Так же должно быть и в армии. Поступила информация, что командир берет у подчиненных деньги за предоставление отпусков. Сами слова к делу не пришьешь. Должны быть документальные свидетельства вымогательства, их добывает то физическое лицо, которое согласилось сотрудничать на добровольной основе или за гонорар. Обычная практика всех правоохранительных органов.
Миф 6. Военная полиция сможет останавливать и обыскивать автомобили, блокировать дорожное движение
В законопроекте среди полномочий военной полиции записано: “осуществляет остановку военных транспортных средств и проверку документов в случае нарушений их водителями Правил дорожного движения, а также прекращает использование при наличии признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспорта или загрязнении им окружающей среды, а также сведений о то, что он используется в противоправных целях или не по назначению”. То есть снова речь идет о военном автотранспорте, а не о гражданском.
Что касается ограничения и остановки дорожного движения, такие права уже имеет дорожная служба ныне действующей Военной службы правопорядка, когда нужно обеспечить беспрепятственное и безопасное прохождение колонны военной техники.
Миф 7. Военная полиция будет следить за военными и прослушивать их разговоры
Собственно, это квинтэссенция реформы – предоставить право военному правоохранительному органу проводить НСРД – негласные следственные и розыскные действия. Преступления, совершенные военными, расследуются ДБР. Однако гражданские оперативники не имеют доступа на закрытые объекты и линию столкновения, поэтому по многим делам нельзя собрать доказательную базу.
"У действующей Военной службе правопорядка в Вооруженных Силах Украины на сегодняшний день нет никаких полномочий по осуществлению оперативно-розыскных мер и привлечению виновных лиц к юридической ответственности, а также институционально она лишена процессуальной возможности содействия органам досудебного расследования и прокурорам в осуществлении досудебного расследования в отношении военнослужащих", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
- НРСД предусматривает техническую и физическую слежку за подозреваемыми, прослушивание их телефонных разговоров, люстрацию переписки, - говорит Алексей Сиротин. – Но все это не происходит просто так. Негласные следственные действия санкционирует суд – по конкретным фамилиям, адресам, номерам телефонов в рамках конкретного зарегистрированного уголовного дела. Конечно, могут быть нарушения процедуры, но так же они происходят в гражданской жизни. Добытые вне санкции показания суд не принимает в качестве доказательств.
Миф 8. Военная полиция сможет привлечь к суду
Это искажение вышло из дискуссий о предоставлении или непредоставлении ВП функции собственного расследования. В редакции законопроекта такого права для военной полиции не предусмотрено. Только на оперативно-розыскные действия, которые должны проводиться по доверенности следователей Госбюро расследований и под их контролем.
Впрочем, есть намеки на то, что ко второму чтению могут внести правки о собственном следствии ВП, поскольку это сможет существенно разгрузить работу ДБР. В странах НАТО военная полиция проводит собственное расследование.
Миф 9. Военная полиция будет бесконтрольна, потому что нет военной юстиции
Критики законопроекта действительно говорят, что депутаты поставили телегу впереди лошади.
– Невозможно и неправильно создавать военную полицию, когда нет в правовом поле государства базовых вещей, а именно – военной юстиции: прокураторов, судов и полиции, – написала в фейсбуке народный депутат Соломия Бобровская.
Сторонники законопроекта утверждают, что начинать военную юстицию нужно с военной полиции, потому что для этого, по крайней мере, уже есть человеческая и материальная база – военная служба правопорядка.
– К ВСП тоже есть много претензий. Как и к полиции в гражданской жизни. Действия правоохранителей можно обжаловать в прокуратуру, Государственное бюро расследований, в суд. В этом отношении ничего не изменится. Что касается уголовных дел, в которых примет участие ВП, то надзор за ними так или иначе осуществляет прокуратура, - напоминает Игорь Зорин. – Ничего кардинального в этом плане не изменится.