Достойный соперник из Китая: сравнение истребителей J-20 и F-22
Достойный соперник из Китая: сравнение истребителей J-20 и F-22

Достойный соперник из Китая: сравнение истребителей J-20 и F-22

На Западе много спорили о том, действительно ли J-20 следует считать самолетом пятого поколения или он скорее относится к "четвертому поколению ++", как российский Су-57. Однако китайцы действительно смогли создать истребитель 5 поколения — Chengdu J-20 Mighty Dragon.

Chengdu J-20 Mighty Dragon ("Могучий дракон") – это китайский ответ на F-22A Raptor, хотя аналитики спорят, можно ли классифицировать его как настоящий истребитель пятого поколения.

Фокус перевел статью Брэндона Дж. Вайхерта о китайском истребителе 5 поколения.

  • Западные эксперты ставят под сомнение возможности этого самолета, но признают его как потенциальную угрозу в связи с тем, что ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) применяют J-20 во все более смелых маневрах над Тайванем.
  • Хотя некоторые утверждают, что J-20 является неполноценной копией F-22, его инновационная скрытность, возможности обмена данными и массовое производство дают Китаю значительное стратегическое преимущество.
  • J-20 представляет собой грозный элемент растущей военной мощи Китая как средство борьбы с истребителями четвертого поколения или критически важное средство поддержки.

J-20 Mighty Dragon: насколько серьезна угроза?

Chengdu J-20 Mighty Dragon – это китайский ответ на F-22A Raptor. На Западе много спорили о том, действительно ли его следует считать самолетом пятого поколения или он скорее относится к "четвертому поколению ++", как российский Су-57 (или даже F-15EX Eagle II).

Chengdu J-20 Mighty Dragon – это китайский ответ на F-22A Raptor.

Пока западные аналитики настаивают, что J-20 безнадежно уступает своему американскому конкуренту F-22, западные источники намекают, что J-20 – это просто украденная копия F-22. Но даже если это так, то J-20 – нечто гораздо большее, чем просто усовершенствованная "птица" четвертого поколения.

Конечно, F-22 гораздо совершеннее, чем полагают сторонние наблюдатели. Практически в каждом варгейме западных армий участие даже пары F-22A Raptor в воздушном бою с китайскими силами, включая пресловутый J-20, перевешивает исход сражения в пользу Америки. Тем не менее, сбрасывать со счетов J-20 по меньшей мере глупо.

Это особенно актуально, если учесть отрывочные сведения, которые были обнародованы по результатам испытаний J-20 в боевых условиях.

Например, когда ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) активизировали вторжения в воздушное пространство Тайваня, китайские военные неоднократно применяли J-20. По словам капитана ВВС НОАК Ян Цзючэна из бригады "Ван Хай", в 2023 году он на своем J-20 полностью обогнул Тайвань, проникнув в хорошо защищенное воздушное пространство острова, и ни разу не был обнаружен.

J-20 Mighty Dragon

Хотя ни тайваньские ВВС, ни американские военные не подтвердили слова капитана Яна, вероятность того, что он это сделал, очень велика. Ведь J-20 – это настоящий боевой самолет пятого поколения, обладающий самыми современными стелс-технологиями.

Количество имеет свое качество

Более того, гораздо более мощная оборонная промышленная база Китая способна производить эти системы и другие передовые оружейные платформы с гораздо большей скоростью, чем это могут сделать все оборонные промышленные базы Запада. К тому же, что обидно, большинство производственных мощностей Китая были переданы ему Америкой и Западом.

Теперь китайцы обладают решающими преимуществами в оборонно-промышленном соревновании – это означает, что их военные самолеты пятого поколения можно производить серийно. Даже если они не так хороши, как F-22, Китай сможет легко заменить потерянный в бою J-20.

Этого нельзя сказать об американцах с их F-22. Даже F-35 Lightning II, который является основным боевым самолетом пятого поколения для ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты США, хотя и более многочисленный, чем его собрат F-22, все еще зависит от довольно хрупких производственных линий и цепочек поставок.

Если в бою будет потеряно несколько самолетов, замена этих дорогих и сложных систем станет непростой задачей для американской оборонно-промышленной базы.

Все это означает, что, независимо от того, являются ли китайские J-20 менее совершенными, чем американские боевые самолеты пятого поколения, они достаточно эффективны, чтобы представлять серьезную угрозу. Именно Китай, а не Соединенные Штаты, обладает средствами для массового и быстрого производства замен.

J-20: элемент, меняющий правила игры

Один из источников рассказал, что китайские ВВС НОАК стремятся использовать J-20 так же, как в армии используют снайперов: применяя его практическую невидимость благодаря передовым стелс-возможностям, которые показали, насколько уязвима на самом деле тайваньская ПВО, а затем нанося сокрушительные удары по более уязвимым системам из-за этой завесы невидимости, нацеливаясь на вражеские самолеты раннего предупреждения и заправщики типа "воздух-воздух".

Американский истребитель F-35

Эти заправщики будут незаменимы в любой американо-китайской битве за Тайвань, поскольку китайская стратегия предусматривает немедленное уничтожение американских авиабаз в прилегающем регионе, а значит, все американские истребители должны будут дозаправляться в воздухе за неимением других вариантов.

Хотя, похоже, есть некоторые разногласия по поводу назначения J-20. Пока западные аналитики утверждают, что J-20 будет действовать как снайпер, поражая более крупные и менее защищенные цели, такие как танкеры-заправщики в воздухе или самолеты раннего предупреждения, то в 2017 году командир бригады ВВС НОАК Сяо Цзюнь четко заявил, что J-20 будут использоваться для "устранения всех истребителей четвертого поколения".

Это, конечно, большая проблема для Тайваня, который не имеет собственного потенциала боевых самолетов пятого поколения (а американцы не хотят передавать этот потенциал Тайваню) и в основном полагается на самолеты четвертого поколения, такие как F-16, которые, скорее всего, не смогут противостоять J-20.

J-20: настоящий истребитель пятого поколения

J-20 также обладает выдающимися способностями к обмену данными. Благодаря возможностям слияния датчиков и высокотехнологичной обработке данных J-20 может собирать информацию о вражеских целях, подключаясь к потокам данных дружественных беспилотников, истребителей, самолетов раннего предупреждения, спутников и подразделений радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Такой способностью обладают как F-35, так и F-22.

F-22 Raptor

J-20 может нести до четырех ракет PL-15 дальнего радиуса действия в нижнем ракетном отсеке, а также боевые ракеты малой дальности PL-10 в боковых отсеках.

Мэтью Джупи из Aviation Week Network призвал своих скептически настроенных западных читателей: "Признайте, что J-20 – это истребитель пятого поколения". По сути он прав. И возможные цели Китая – в частности, Тайвань – крайне слабо подготовлены к защите от боевого самолета пятого поколения J-20.

Об авторе

Брэндон Дж. Вайхерт – аналитик по национальной безопасности National Interest, бывший сотрудник Конгресса и геополитический аналитик, пишущий для The Washington Times, Asia Times и The-Pipeline. Автор книг "Winning Space: How America Remains a Superpower", "Biohacked: China's Race to Control Life" и "The Shadow War: Iran's Quest for Supremacy". Его следующая книга, A Disaster of Our Own Making: How the West Lost Ukraine, выйдет 22 октября в издательстве Encounter Books. За Вайхертом можно следить в Twitter: @WeTheBrandon.

Теги по теме
Китай авиация
Источник материала
loader
loader