Третий сезон сериала "Викинги: Вальхалла" все-таки предназначен больше для фанатов саги о викингах, поскольку не достигает высокого эмоционального градуса.
11 июля стартовал 3-й сезон американского сериала от Netflix "Викинги: Вальхалла", основанного на сагах о Лейфе Эрикссоне, его сестре Фрейдис Эриксдоттир и короле Норвегии Харальде Сигурдссоне — Суровом. Все – реальные исторические лица, наиболее яркие фигуры конца так называемой Эпохи викингов (VIII — XI век). Действие фильма разворачивается в XI веке, спустя столетие после событий первого сериала "Викинги" (2013-2020). На Rotten Tomatoes от прессы — 95%, от зрителей – 67%. Фокус разобрался, почему такой разрыв между оценками публики и критиков.
События 3-го сезона сериала "Викинги: Вальхалла" происходят спустя 7 лет после финала 2 сезона (2023). В новых сериях воин-путешественник Лейф Эрикссон (Сэм Корлетт) ищет пути к Золотой земле – для этого шерстит в захваченных городах все архивы с картами. Судя по реальной биографии этого исторического лица, канадско-американские авторы сериала жаждут, чтобы он… открыл Америку. Раньше Колумба на 5 веков. Территориально — где-то в районе современной Канады. Ученые утверждают, что там и в самом деле были поселения викингов.
Обворожительная сестра Лейфа — Фрейдис Эриксдоттир (Фрида Густавссон) стала лидером языческого Йомсборга, где воспитала их с принцем Норвегии Харальдом Сигурдссоном (Лео Сутер) сына – тоже Харальда.
На народ Фрейдис напал Магнус Олафссон – сын Олафа Харальдссона. Во 2-м сезоне Фрейдис убила Олафа, поэтому Магнус захотел ей отомстить и заодно избавиться от нее как от духовного лидера язычников.
Слуги Магнуса отравили часть населения Йомсборга, подло подкинув ядовитые грибы в муку – это что-то вроде первого применения химического оружия. Но Фрейдис, в отличие от воинственного, но подлого и тупого Магнуса, умна и изобретательна — поэтому ей удалось справиться как с его интригами, так и с прямыми нападениями. Хотя одно из них закончилось для нее большой проблемой.
Викинги: корпоративные разборки
А Харальд Сигурдссон – будущий король Норвегии Харальд Суровый — в первой серии штурмует Сиракузы, занятые сарацинами. Он служит византийскому императору Михаилу IV Пафлагонскому — в качестве стражника вместе со своими семью сотнями викингов. Для чего? Поднакопить золотишка, в том числе — трофейного, чтобы было с чем вернуться в родную Норвегию.
Харальд начинает конкурировать с императорским генералом – яростным и буйным гигантом Георгием Маниаком (Флориан Мунтяну). В начале первой серии Михаил IV не только утомился штурмовать исламские Сиракузы, но и чуть не попал в плен к эмиру. Император в бешенстве, он хочет прекратить полугодовую осаду. Харальд обещает ему преподнести Сиракузы на блюдечке. Тут уже Маниак в ярости начинает доказывать владыке, что "потерявшиеся викинги — не более, чем охранники и лезут не в свои дела". "А доверьте нам штурм", — хитро, но преданно улыбнулся Харальд.
В подобных сценах не покидает ощущение, что все это напоминает корпоративные войны, а не исторические. Авторы как-то несколько нелепо накладывают современные отношения на исторических персонажей, словно это не военный совет в шатре императора, а совещание в резиденции компании "Форд". Отсюда и главный недостаток этого сезона: слишком много интеллектуальных игр и всяческих хитроумных ловушек, в фильме не хватает страсти. Поэтому критики в восторге, а публика воспринимает прохладнее.
Спасительница Фрида
В ленте постоянно используется типичный сериальный прием: переключение с одного места действия на другое в тоже самое время. Мы даже попадаем в резиденцию Римского Папы, который унижает, как может, короля Англии, Дании и Норвегии Кнуда Великого (валлийский актер Брэдли Фригард) – новообращенного христианина. С одной стороны, это освежает повествование (показы разных мест, а не унижение) и зрителю дает объемное видение, но с другой — тоже серьезно снижает темп сериала, который идет все 8 серий – ни шатко, ни валко.
К плюсам сериала "Викинги: Вальхалла" можно отнести масштаб и размах: все дорого. В "царственных" особ веришь.
Безусловно хороша сама по себе шведская модель и актриса Фрида Густавссон. Она ничего особо не играет, но своей харизмой и модельной улыбкой приятно освещает те мрачные времена. Ее язычница игриво соблазняет проезжих лекарей и умело справляется с проблемой обуздания жестокого и недалекого Магнуса.
Лео Сутер в роли супервоина Харальда Сигурдссона убедителен, сражается мощно, но ему, пожалуй, как и Сэму Корлетту в роли Лейфа Эрикссона, не хватает какой-то изюминки, которая, безусловно, есть у Фриды. Как злодей хорош и бывший румынский боксер Флориан Мунтяну в образе генерала-садиста Маниака.
Неспешный темп сериала, ставка на интриги и многоходовые комбинации делает его похожим на партию в шахматы: те, кто "подсели" на прошлых "Викингов", досмотрят. Но поскольку уровень эмоций – так себе, то не думаю, что он привлечет много новой аудитории. Однако у такого "умного" подхода есть свои плюсы: в финале все линии красиво сходятся и будет вполне достойная сентиментальная сцена. Фрида вытянула своим талантом и ее!