Шведские самолеты ДРЛО, по мнению экспертов, позволят F-16 не использовать собственную РЛС. Это в свою очередь даст возможность истребителям выполнять задачи в режиме маскировки.
В конце мая текущего года появилась информация о передаче Украине шведского уникального самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) ASC 890. Некоторые западные эксперты отметили, что эти машины достаточно уязвимы, и поэтому россияне непременно начнут охоту на них, однако по мнению военного эксперта и главного редактора Defense Express Олега Каткова, самолеты ДРЛО помогут на 100% реализовать потенциал истребителей F-16, которые уже получили Воздушные силы Украины.
В этой связи Фокус собрал информацию о том, будет ли тандем F-16 и ASC 890 представлять существенную угрозу в воздухе для ВКС РФ и какое влияние на поле боя окажет их совместная боевая работа.
Среди многочисленных комментариев об особенностях применения F-16 в российско-украинской войне отметим пояснения бывшего инспектора ВВС Польши генерала Томаша Древеняка. Он подчеркнул важность сбора массива данных, от которых зависит эффективность истребителей. По его словам, чтобы потенциал F-16 раскрылся полностью, а не частично, необходимо ввести в компьютерные системы огромное количество информации.
В этом смысле, вероятно, шведские ASC 890, сделают существенный вклад, поскольку эти машины специально созданы для сбора информации.
Возможности ASC 890
Самолет радиолокационной разведки ASC 890 разработан шведской аэрокосмической и оборонной компанией Saab. Это двухмоторный винтовой самолет с фиксированным радаром PS-890 EriEye на крыше, с двусторонней активной фазированной антенной решеткой, работающей в S-диапазоне.
Возможности данной РЛС позволяют самолету обнаруживать различные воздушные цели на расстоянии до 400 км при высоте полета 6000 м. Шведский самолет ДРЛО может принимать участие в таких миссиях, как воздушное и морское наблюдение, разведка, а также раннее воздушное предупреждение.
Но в контексте борьбы с российской фронтовой авиацией ASC 890 будет крайне полезен как инструмент для наведения F-16, находясь при этом в зоне недосягаемости средств поражения противника.
Как пояснил Катков, шведский самолет позволит нивелировать проблему ограниченности радиолокационного горизонта в ситуации, когда РЛС находится на земле и не способна обнаруживать полет вражеских крылатых ракет дальше 40-50 км.
"Вопрос выявления маловысотных целей решается. ASC 890 не только их обнаруживает, он всю информацию о том, где эти цели находятся, направляет в единую автоматизированную систему обмена информацией", — отметил эксперт.
Существует еще один важный нюанс. При использовании ASC 890 в паре с F16, самолет ДРЛО дает возможность истребителю выполнять операции в режиме маскировки. Это достигается благодаря тому, что истребитель использует данные РЛС разведывательного самолета, что позволяет эффективно работать по самолетам противника.
Кроме того, ASC 890 способен фиксировать работу радиолокационных станций и ЗРК противника, что предельно важно в операциях по прорвы вражеской противовоздушной обороны.
Влияние на оперативную ситуацию на фронте
Накануне прибытия F16 в Украину, некоторые западные и отечественные эксперты говорили о том, что истребители кардинально не изменят ситуацию на линии боевого соприкосновения. Например, генерал ВВС США Джеймс Хеккер считает, что поступление истребителей F-16 в Украину станет не "серебряной пулей", а скорее начальным этапом более длительного процесса перехода ВСУ на западную тактику и оснащение.
По его словам Украине нужно время для налаживания эффективной эксплуатации самолетов. Для этого необходимо решить вопросы с достаточным количеством персонала, материально-технической поддержкой, а также вопросы логистики.
Обратим внимание и на слова военного обозревателя группы "Информационное сопротивление" Александра Коваленко. По его мнению F-16, как и любая другая система вооружения, не может быть "геймчейнджером", поскольку любое оружие меняет ход войны комплексно.
"Не просто так мы получили, и само собой все изменилось. С другой стороны F-16 могут даже без усиления другими элементами оказывать влияние на те или иные участки фронта, именно участки, не на весь фронт", — сказал Коваленко.
Эксперт привел аналогию с системами HIMARS, которые в свое время создали такие условия на Херсонском направлении, что противник был вынужден оставить плацдарм на правом берегу Днепра. Также и F-16 могут применяться точечно, выполняя задачи по формированию условий на отдельных участках фронта, где Силы обороны могут достичь успеха.
Что могут противопоставить ВС РФ
Как писали в своем материале обозреватели Army Recognition, в числе средств противодействия,представляющих опасность истребителям F-16, находятся российские системы ПВО С-400 и С-500, различные системы РЭБ, такие как "Красуха-4" и "Мурманск-БН", а также российские истребители, которые вооружены дальнобойными ракетами класса "воздух-воздух" — Р-77 и Р-37М.
Отдельно были отмечены новейшие истребители Су-57 ВКС РФ, которые обладают стелс-возможностями и передовой авионикой. Данные машины безусловно могут бросить вызов оперативным возможностям и выживаемости западных истребителей.
В свою очередь российские летчики в интервью бравурно заявили, что готовы к столкновению с истребителями F-16 в украинском небе.
"Наш летный состав готов к встрече с самолетами F-16. Изучил сильные и слабые стороны его. Мастерство летного экипажа позволит выполнить боевую задачу по поражению данного самолета", — сказал летчик.
Однако, по мнению обозревателей издания The Eurasian Times, исход дальнего ракетного боя между Су-35 и F-16 зависит от множества критических факторов. Среди них — интеграция истребителей в системы противоракетной обороны и радиолокационные сети, расположенные на земле, а также способность истребителей координировать действия с самолетами с бортовыми РЛС.
Важно Минобороны РФ объявило вознаграждение за первый уничтоженный F-16 в Украине: какая сумма