Обвал рождаемости: как избежать демографической катастрофы в Украине
Обвал рождаемости: как избежать демографической катастрофы в Украине

Обвал рождаемости: как избежать демографической катастрофы в Украине

Демографическая ситуация в Украине, без преувеличения — критическая. Предлагая осознать это, аналитик Юрий Богданов отмечает, что главное в такой ситуации — понимать причины проблемы и, исходя из этого, разработать программу спасения.

Примерно раз в полгода-год кто-то публикует неутешительную статистику украинской демографии. Вот и сегодня: "Смертность в Украине втрое превышает рождаемость в 2024 году — Опендатабот. За первое полугодие 2024 года в Украине родилось 87 655 детей — это на 9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, по данным Минюста. В то же время зафиксировано 250 972 смертей.

И понеслось: "Мама-мама, боже-боже! Преступная власть! Что делать?".. Иногда в ответ звучит что-то оптимистичное, что технологии это все компенсируют (нет, не компенсируют) и что численность не важна, важно качество (но у нас проблемы как раз с качеством, точнее, со структурой).

Так вот. Это все в очередной раз заставляет меня напомнить несколько ключевых тезисов об украинской демографии. Без алярмизма. А с другой стороны — без излишнего оптимизма.

Мы реально в демографической заднице. Потому что у нас половозрастная структура сломана, ее травмировали весь ХХ век. А в ХХІ-м это все нас догнало. Обвал рождаемости и рост смертности 90-х. Потом более-менее стабилизация с 2005-го по 2012 год. С 2012-го рождаемость начала быстро падать, смертность — расти (потому что начало умирать "женское" поколение конца 30-х и то самое многочисленное "мужское" поколение 50-х). С 2011-го по 2020 год умерло почти 7 млн украинцев, родилось — 4,5. В последние 4 года коронавирус и война только усилили эти тенденции.

Важна не ЧИСЛЕННОСТЬ населения, а соотношение различных половозрастных групп. Нет, никакой технический прогресс, роботизация или автоматизация не способны на этом этапе развития человечества компенсировать демографический фактор. Потому что каждая возрастная группа является носителем своей пользы для общества и его текущего и долгосрочного развития.

  • Люди до 25 — новые потребители и главный стимул к инвестициям; потенциальные рабочие руки и источник роста производительности, так как наиболее способны к обучению.
  • Люди от 25 до 45-50 — наиболее продуктивная категория: генерирует продукт, а также платит основную массу налогов.
  • Люди от 45 до 60-65 являются ключевыми инвесторами в средне- и высокоразвитых обществах. Именно наличие большой доли среднего класса 40-60 обеспечивает страну дешевыми деньгами. Нам так не будет.
  • Старшие за 65 являются преимущественно затратной категорией для экономики и государства. Пенсионные выплаты, львиная доля расходов на медицину, социальное обеспечение.

За 1989-2022 годы средний возраст населения Украины увеличился на 5 лет. Количество украинцев 15-19 лет — почти вдвое меньше, чем количество тех, кому 35-39 лет. Эта тенденция присуща всей демографической пирамиде (в нашем случае — перевернутой). Это означает, что меньше женщин будут достигать репродуктивного возраста. Ситуация с фертильностью тоже довольно печальная — в среднем украинская женщина рожает 1,228 ребенка. Здесь мы уступаем абсолютно всем соседям по континенту, кроме Мальты. Уровень естественного восстановления поколений — 2+ ребенка на женщину. Хуже нас только страны Восточной Азии.

Без адекватного соотношения первых двух и последних двух категорий общество попадет в ловушку, не имея возможности интенсивного развития.

Вернутся ли обратно украинцы, сбежавшие от ужасов войны?

Война нас тоже нормально дополнительно прибила. Страна теряет жизни не только на фронте — избыточная смертность гражданских, особенно старших по возрасту, тоже значительна, хотя ее и трудно измерить прямо сейчас. Плюс, очевидно, дополнительная волна эмиграции во время войны (и после). Совокупно где-то 6 млн украинцев до сих пор находятся за границей (включая тех, кого вывозили из ОРДЛО). Мы не знаем процент людей, который вернется. И чем дольше продлится война, тем больше риск, что после ее завершения часть семей воссоединится там, а не здесь. По экономическим, бытовым и личным причинам. Поэтому с учетом вторичной миграции мы вполне можем потерять 50-70% из этих 6 млн. А есть еще один фактор — непредсказуемое перераспределение населения внутри страны.

Влияние этой ситуации на экономику довольно предсказуемо: демографическая депрессия ведет к экономической депрессии. За 15 довоенных лет количество рабочей силы в Украине сократилось на 3,4 млн человек — с 17,4 до 14 млн. С 2025 года количество тех, кто ежегодно выбывает с рынка труда, составит 500-600 тыс. (будут выходить на пенсию или просто умрут). Новых работников будет в диапазоне от 300 до 400 тыс. Это при том, что эти новые поколения должны еще и детей рожать, и обеспечивать экономический рост. Киевская школа экономики оценивает, что к 2030-му с учетом миграции и войны останется менее 12 миллионов работников. И будет их на 300 тыс. меньше, чем пенсионеров.

Старение при сохранении бедности долгосрочно будет формировать запрос на левый популизм. Экономические реформы, честный суд, рыночные или приближенные к ним правила игры нужны преимущественно активным и трудоспособным гражданам. Ведь именно им нужны правила игры, в которых можно увеличивать производительность. Без молодой рабочей силы, которую можно обучать и которая способна усваивать новые технологии, а также без дешевой рабочей силы, обеспечивающей обслуживание экономики, никакого экономического чуда не будет. Это невозможно даже теоретически.

Страшно? Если честно, мне тоже. Но давайте уже немного о реализме и оптимизме.

Приведет ли это все к "потере нации"? Конечно, нет. Сокращение популяции и острые демографические кризисы происходили со многими обществами и нациями на протяжении их истории, но вовсе не обязательно вели к коллапсу. Но будем ли мы успешными и сможем ли избежать депрессии — напрямую зависит от того, сможем ли мы сбалансировать демографию.

Мы должны понимать, что нам не будет, как Западной Германии после 1945 года — тогда демографически истощенную страну "спасла" депортация миллионов немцев из СССР, Польши, Чехословакии и Румынии после Второй мировой. Тогда в Германию было депортировано 8 млн человек. Еще 2 млн потом сбежали с Востока. Хотя потом в конце 50-х все равно пришлось начать импортировать временно или постоянно рабочую силу из Испании, Турции, Югославии и Южной Кореи. Так, Пак Чон Хи поставлял в ФРГ корейцев по контрактам — шахтеров и медсестер.

Поэтому придется как-то думать. Первое и главное — правильно определить ЦЕЛИ демографической политики. Нет, это не увеличение населения как таковое. И не попытка достичь 52 млн, как "когда-то". Ключевая задача демографической политики — восполнить пробелы в половозрастной структуре населения и поддерживать количество и качество рабочей силы во всех ее категориях. Чтобы нормальному существованию Украины долгосрочно ничего не угрожало и жить здесь было комфортно и через 20, и через 50 лет.

Что будет, если этого не сделать? Мы некоторое время будем депрессивной территорией. А потом нас ждет волна неконтролируемой миграции. Да, миграция в Украину все равно будет рано или поздно. Потому что климатические изменения (которые объективно происходит циклически всю историю человечества и планеты), экономические потрясения и другие факторы будут толкать большие массы народа к движению, и Европы на всех не хватит. Другой вопрос в том, что слабая институционально и демографически Украина будет не в состоянии это контролировать. А сильная — способна.

Итак. К чему мы должны стремиться в демографической политике? Краткосрочно — стабилизировать ситуацию и минимизировать последствия войны. Долгосрочно — стабилизировать количество рабочей силы, начать работать над ее качеством за счет инвестиций и развития образования.

Начнем с любимой темы "консерваторов" разного пошива — со стимулирования рождаемости. Так вот. Никакого бэби-бума после войны не будет. Сейчас преимущественно дети рождаются планово. И люди разбираются в контрацепции. Будет компенсационная рождаемость, но ограниченная базовой демографией и ограничениями демографического перехода. 2019 в Украине было 3,43 млн женщин в возрасте 30-39 и только 2,48 млн женщин — 20-29. Пик рождений 2008-2012 гг. объясняется большим количеством женщин, родившихся в 80-е. Далее ситуация будет ухудшаться.

Никакие экстремистские шаги вроде запрета абортов или контрацепции не помогут. Количество абортов в Украине за 30 лет и так уменьшилось в 25 раз до минимальных 40 тыс в год 2020. Так, в последний советский год (напомню, в СССР была "мораль и духовность") в УССР сделали 1 млн абортов. А запрет контрацепции лишь приведет к эпидемии ЗППП. Нет, увеличенные выплаты за рождение ребенка тоже не помогут.

Важно "Мы теряем больше людей из-за миграции": можно ли остановить сокращение населения в Украине

Придется, вот такая вот беда, создавать инфраструктуру для детей и родителей. Рожать в "человейниках", в условиях дефицита пространства и инфраструктуры — не очень. Да, детские сады, школы, больницы в шаговой доступности, инклюзивное пространство — наше все. Опять проклятые урбанисты правы. Кстати, о садиках — эффективные и дешевые механизмы вернуться к работе критически важны. Доступные ясли и детские сады помогли провинции Квебек (Канада) совершить скачок в показателях рождаемости — от самых низких до самых высоких в стране.

Но даже если удастся немного стабилизировать рождаемость и нивелировать эмиграцию, этого будет мало. И дальше начинается самое болезненное.

"Возвращать украинцев" будет трудно. Бороться имеет смысл разве что за молодежь, предоставляя реальные налоговые льготы, бизнес-гранты и что угодно, что может стимулировать людей до 35 жить и работать в Украине.

А дальше мы все равно приходим к теме привлечения мигрантов. В мечтах — людей украинского происхождения. В реальности их будет мало, поэтому придется искать рабочую силу, которая не имеет к Украине никакого отношения.

Не сомневаюсь, что в комментарии под статью в очередной раз прибегут наши "правые", у которых "мигранты в Европе только сидят на социалке, жрут бюджет и создают ОПГ. Поэтому давайте сразу и это проговорим. В Украине сейчас нет никакого бюджета и экономики, чтобы кого-то "содержать". Сюда за социалом никто не поедет в ближайшие лет 20-30. К нам поедут работать и получить более приемлемые условия для выживания. Или для реализации своих прав.

В ЕС 8% рынка труда на 2022 год (18,3 млн рабочих) — мигранты. Количество видов на жительство для трудоустройства в ЕС выросло с 400 тысяч в 2011 году до 1,2 миллиона в 2019. Еще раз — это не беженцы и не нелегалы. Это лишь легальная трудовая миграция.

Украина уже имеет опыт "переваривания" значительного притока мигрантов. Адаптация иностранных студентов, беженцы из Грузии, Армении, даже мигранты из России и Беларуси последних 30 лет очень хорошо ассимилировались в Украине. В Украине много десятилетий гармонично существуют диаспоры татар, греков, узбеков, казахов и тому подобное. Главное — не повторить ошибок других и избежать образования гетто. Дети иммигрантов должны быть сразу интегрированы в украинское образовательное и культурное пространство. Это ускоряет ассимиляцию и формирование прочной связи с новой родиной.

Если мы не будем очень тупыми и все же будем иметь определенный успех в реформах и привлечении инвестиций, возможно даже удастся привлечь людей из Латинской Америки, преимущественно католических Филиппин или Индии. С которыми у нас меньшая культурная дистанция, чем с Африкой или исламским миром.

Теперь о репатриации. Мы можем аргентинцам или бразильцам украинского происхождения предоставлять паспорт по упрощенной процедуре. Но потенциальный поток людей отсюда довольно трудно сделать большим. Потому что где у аргентинца украинские корни, там и итальянские найдутся. А Италия, Испания и другие страны миграции в Латинскую Америку 100 лет назад делают все, чтобы привлечь в качестве иммигрантов именно этих людей. Еще один источник — люди украинского происхождения из России и Центральной Азии. Здесь все сложно.

Короче, автор в очередной раз напоминает всем людям, которые хотят что-то сказать о теме демографии:

  1. Мы в ж*пе. Давно. И сейчас ситуация стала еще хуже по объективным причинам.
  2. Решение есть. Комплексная сложная политика. Оно вам во всей комплексности не понравится.
  3. Да, нам исторически не повезло + мы сами местами были довольно неразумным обществом. И теперь другого выхода, как применить все вышеперечисленное, у нас никогда не будет.

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.

Источник

Важно За 20 тысяч долларов трех детей никто заводить не станет: что не так с демографической программой Шмыгаля
Теги по теме
украинцы
Источник материала
loader
loader