"Гавайский Марс" совершил свой первый полет еще в 1942 году. А всего было построено семь таких самолетов.
Водный бомбардировщик Martin Mars совершил последний полет после 50 лет борьбы с лесными пожарами. Уникальный самолет эксплуатировался с 1942 года. Во время Второй мировой войны он использовался для перевозки грузов, а потом был переделан в воздушный танкер и тушил лесные пожары. Martin JRM Mars, или как его называли Hawaii Mars II, был единственным самолетом этого типа, находящимся в эксплуатации. Об этом пишет Aerotime.
Тысячи людей собрались в парке Патрисия-Бэй на полуострове Саанич в Британской Колумбии, Канада, чтобы увидеть последний исторический полет самолета, известного как Hawaii Mars.
Самолет вылетел со своей обычной базы в Спроут-Лейк в Порт-Алберни и приземлился в заливе Саанич. Девять самолетов Snowbird канадских вооруженных сил сопровождали его во время последнего полета и устроили представление для зрителей.
Опытный пилот Питер Киллин, который в последний раз взлетел на Hawaii Martin Mars, рассказал, что познакомился с этим самолетом еще в 2000 году.
"Довольно грустно, что это конец истории. Наступает новая глава для самолета. И это хорошо, что люди смогут увидеть его в музее", — отметил он.
Компания Coulson Aviation, купившая самолет в 2007 году, объявила о планах передать самолет Музею авиации Британской Колумбии в Норт-Сааниче, остров Ванкувер. Самолет будет добавлен в постоянную экспозицию, получив звание "Королевской жемчужины". Начало работы выставки запланировано на 28 сентября 2024 года.
Что известно о самолете Martin Mars
Это чрезвычайно большой самолет длиной почти в 37 метров, с размахом крыльев 60 метров. Бомбардировщик может сбросить 25 000 литров воды за один заход. Он совершил свой первый полет 23 июня 1942 года.
Разработанный и построенный компанией Martin Company, Hawaii Mars II (оригинальный Hawaii Mars затонул в 1945 году) изначально был поставлен ВМС США в качестве дальнего транспортного самолета в 1946 году.
Фактически, это была самая большая летающая лодка до 1947 года, когда ее превзошел недолго просуществовавший Spruce Goose Говарда Хьюза.
Он был продан и переоборудован в воздушный танкер в 1959 году. Он был единственным самолетом этого типа, все еще находящимся в эксплуатации.
Водяной бомбардировщик "Гавайский Марс" сбросил около 190 миллионов литров воды на лесные пожары за время своей эксплуатации. Последний пожарный сезон Hawaii Mars прошел в Британской Колумбии в 2015 году.
"Марс" предназначался для выполнения дальних разведывательных, транспортных и бомбардировочных миссий для ВМС США. Однако время, которое потребовалось на разработку, и неудачи, которые он потерпел, в конечном итоге обрекли его на провал. Второй самолет, Hawaii Mars, совершил свой первый полет 21 июля 1945 года и затонул несколько дней спустя, 5 августа, в Чесапикском заливе, штат Вирджиния. К тому времени, когда третий самолет, Philippine Mars, был доставлен ВМС США 26 июня 1946 года, Вторая мировая война уже закончилась", — отмечают историки авиации.
В конечном итоге контракт на 20 самолетов для ВМС США был аннулирован, и было построено только семь Martin Mars. После войны они были проданы компаниям, эксплуатирующим пожарные самолеты , и они использовались для тушения лесных пожаров в Соединенных Штатах и Канаде.
В настоящее время сохранилось всего два самолета Martin Mars: Philippine Mars (третий построенный Mars, который вскоре будет выставлен в Музее авиации и космонавтики Пима в Аризоне) и Hawaii Mars II , поставленный в 1946 году и ставший шестым и предпоследним Mars из семи построенных. Но он уже совершил свой последний полет.