Органы Пенсионного фонда Украины отказывают в осуществлении выплат, ссылаясь на невключение предприятий в Реестр объектов критической инфраструктуры.
В марте прошлого года Верховная Рада приняла закон "Об одноразовой денежной помощи за вред жизни и здоровью, причиненный работникам объектов критической инфраструктуры, государственным служащим, должностным лицам местного самоуправления в результате военной агрессии Российской Федерации против Украины", который позволяет работникам объектов критической инфраструктуры, пострадавшим на работе от российских атак, получить значительные компенсации. Однако, как рассказывает на "Соцпортале" кандидат юридических наук Виталий Дудин, на практике Пенсионный фонд, отвечающий за эти выплаты, отказывает пострадавшим, пользуясь несовершенным регулированием.
Целью закона № 2980-IX о "защите гражданских героев этой войны" является поддержка лиц, получивших инвалидность в связи с ранением, увечьем, контузией или вследствие заболевания, связанных с выполнением профессиональных обязанностей в период военной агрессии РФ, а в случае гибели — их семьи.
За вред жизни и здоровью предусматривается единовременное денежное пособие:
- лицам с инвалидностью I группы — 800 тысяч гривен;
- лицам с инвалидностью II группы — 500 тысяч гривен;
- лицам с инвалидностью III группы — 200 тысяч гривен;
- в случае гибели (смерти) — 1 миллион гривен в пользу семьи.
Удалось ли получить выплаты?
Как правило, в случае смерти работников в результате обстрелов при выполнении трудовых обязанностей их родные получают страховую выплату на общих основаниях, то есть в соответствии с нормами ст. 36 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании" № 1105-XIV. Но, как отмечается, эта норма предусматривает значительно более низкие размеры выплат.
Органы Пенсионного фонда Украины, как уполномоченные органы в этой сфере, начали отказывать в осуществлении выплат, ссылаясь на невключение предприятий в Реестр объектов критической инфраструктуры, пишет Виталий Дудин.
Порядок ведения этого Реестра был утвержден постановлением КМУ от 28.04.2023 № 415 и Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины начала наполнять его относительно недавно.
"Собеседники в Госспецсвязи признают, что процесс внесения данных в Реестр непредсказуем и зависим от человеческого фактора: из-за некачественной подготовки документов они могут возвращаться так называемым секторальным органам на доработку. Поэтому довольно знаковые предприятия там или отсутствуют, или внесены с опозданием", — пишет Виталий Дудин, подчеркивая, что волокита позволила органам ПФУ лишить выплат далеко не одну семью погибшего работника.
То есть, предприятие может и принадлежать к критически-важным отраслям, но в Реестр его внести забыли по сугубо субъективным причинам.
Для распространения Закона на определенное предприятие нужно, чтобы оно попало в Реестр, а данные о включении его в Реестр может получить только орган ПФУ, подав письменный запрос в Госспецсвязь. И продолжительность процедуры растягивается на месяцы.
Следовательно, только с момента утверждения Порядка № 1396 возникла гипотетическая возможность назначения гарантированных законом выплат. При этом в понимании Положения № 1396 орган ПФУ должен был обращаться в Госспецсвязь, а не в КМУ, который в силу норм ст. 6 Закона мог определять перечень объектов критической инфраструктуры, на работников которых распространяется действие этого Закона.
Однако, отмечает автор, органы ПФУ склонны еще строже трактовать имеющиеся правила, чтобы вообще свести шансы на получение помощи к минимуму.
Скажем, они выясняют, был ли включен определенный объект в Реестр именно на момент наступления трагедии, а не по состоянию на момент направления запроса в Госспецсвязь. К тому же органы ПФУ на своих сайтах не упоминают, что предпосылкой осуществления выплаты является наличие объекта в Реестре, что могло породить среди населения завышенные ожидания.
Отказы Пенсионного фонда
Первый известный автору случай отказа в назначении единовременного денежного пособия за вред жизни и здоровью стал жене и детям убитого российской ракетой 29.12.2023 слесаря Государственного предприятия "Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова", которое подчинено АО "Украинская оборонная промышленность".
17.04.2024 женщина обратилась с заявлением в Главное управление ПФУ в Харьковской области после завершения специального расследования смертельного несчастного случая и в конце июля 2024 года получила отказ органа ПФУ в назначении выплаты. Основание отказа сформулировано так: согласно ответу Госспецсвязи, ГП по состоянию на 07:10, 29.12.2023 в Реестр объектов критической инфраструктуры не было внесено.
"Представьте: предприятие работает на укрепление обороноспособности, но если оно не прошло "регистрацию", то норма о повышенных выплатах в связи с обстрелами на его персонал не распространяется!", — подчеркивает Виталий Дудин.
Кроме того, из судебного реестра известно об отказе в выплате жене погибшего сотрудника ГП "Морской торговый порт "Южный" (Одесская обл.). Известно об обжаловании решений органов ПФУ в делах, где пострадавшие рабочие работали на АО "Сумыоблэнерго" или ЧАО "Национальная энергетическая компания "Укрэнерго"". Как предполагает автор, причиной подачи этих исков стали сомнения в принадлежности данных компаний к критической инфраструктуре.
Как следует из ответа Госспецсвязи на запрос о публичной информации, по состоянию на 13.08.2024 был направлен 41 письменный запрос от ПФУ о принадлежности объекта к критической инфраструктуре. Количество случаев, когда был не подтвержден соответствующий статус, неизвестно.
Как сообщил Пенсионный фонд Украины в ответе на запрос, по состоянию на 12.08.2024 Пенсионным фондом Украины выплата единовременных денежных пособий за вред жизни и здоровью, предусмотренных Законом № 2980, не осуществлялась. То есть, подчеркивает Виталий Дюдин, получателей таких выплат просто не существует.
Имея ожидания относительно получения законной выплаты, лица, претендующие на нее, до конца процедуры проверки не будут знать, получат ли они ее. Ведь только после их заявления ПФУ обратится с запросом в Госспецсвязь и определит, распространяется ли закон на эту ситуацию. В течение периода ожидания, который может длиться месяцами, семья не будет оформлять выплату.
Проверить самостоятельно наличие объекта в Реестре пострадавшие лица не могут. Во время действия военного положения, а также в течение 12 месяцев после его прекращения или отмены сведения в Реестре являются конфиденциальными.
Закон № 2980, как подчеркивает юрист, не содержит такого основания отказа в выплате, как отсутствие у объекта, где произошло повреждение здоровья или смерть, правового статуса объекта критической инфраструктуры. Статья 4 Закона № 2980 перечисляет случаи, когда выплата не осуществляется или в ее назначении и выплате может быть отказано, но упомянутого основания отказа там нет.
"Такое основание для отказа сотрудники ПФУ вывели, на свой лад трактуя правовые нормы", — считает он.
При этом фактически были нарушены предписания ст. 19 Конституции Украины о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
Нерешение имеющихся проблем может обернуться обращениями в Европейский суд по правам человека из-за неоправданной разницы в обращении (дискриминации) или вмешательства в право на владение имуществом.
В 2024 году Правительство должно проинформировать Верховную Раду Украины о состоянии выполнения этого Закона. Но без изменений, которые бы дополнили "благие намерения" предполагаемым механизмом реализации, отчитываться о чем не будет, резюмирует Виталий Дюдин.