Танкеры, перевозящие российскую нефть через опасные морские проливы Дании, все чаще отказываются от услуг местных лоцманов, что повышает вероятность разлива нефти у побережья страны, сообщает Bloomberg.
За три месяца до июля 20% всех танкеров так называемого "теневого флота", перевозящих российскую нефть через датские проливы, отказались от помощи экспертов, знающих местные воды, согласно данным, собранным Bloomberg и Danwatch. Эта доля выросла с 4%, которые были годом ранее.
Протоки могут быть тяжелыми для навигации, ведь там много мелей, сильные течения и разная глубина воды. Помощь местных лоцманов, рекомендованная Международной морской организацией, была обычной практикой на протяжении десятилетий, помогая избежать больших разливов.
Но Москва, лишенная свободного доступа к основным танкерам из-за западных санкций, все больше полагается на флот старых судов, с незадекларированными владельцами и сомнительной страховкой. Именно эти танкеры, на которые сейчас приходится самая большая доля российских нефтеперевозок, составляют основную часть отказывающихся от услуг местных экспертов.
Нехватка знаний местных вод в сочетании со старыми судами и плохо подготовленными экипажами увеличивает риск аварии, которая может оказать разрушительное влияние на морскую экосистему и береговую линию этого хрупкого водного пути.
С начала 2023 года из Балтийского моря вышло около 1200 танкеров с российской нефтью, и доля судов "теневого флота" постоянно растет. За три месяца до конца июля шесть из каждых десяти транспортировок осуществляли танкеры "теневого флота" — больше, чем в первом квартале 2023 года, когда этот показатель составил четыре из десяти.
С мая по июль каждое пятое из этих судов отказалось от услуг датских лоцманов, - что больше, чем год назад, когда этот показатель составлял примерно один из двадцати.
Подобный рост является еще одним примером того, насколько беспомощны Дания и ЕС, когда дело доходит до общепризнанной экологической угрозы.
Протоки подпадают под действие договора о свободе судоходства от 1857 года, который предоставил всем судам право на транзит и сделал использование услуг лоцманов добровольным. В то же время Международная морская организация и власти Дании рекомендуют пользоваться услугами местных экспертов.
Однако если бы Копенгаген попытался сделать использование услуг лоцманов обязательным, это могло бы вызвать противодействие со стороны Кремля и перекрыть важный источник мировой поставки нефти.
Детальнее о том, как работает теневой экспорт нефти из РФ рассказывали Артем Куюн и Иван Марченков.